21/06/2010

Исследованием доказано: собаки могут обнаружить рак простаты у мужчин

Анализ представленный ранее в этом месяце на собрании Американской Урологической Ассоциации (American Urological Association) группой Французских исследователей доказал, что определенная порода собак, а именно пастушьи собаки Бельгийские малинуа, могут быть обучены обнаруживать рак простаты.

Доктора Парижского Госпиталя (Paris's Hospital Tenon) тренировали собак таким образом, чтобы те учились отличать запах мочи мужчин с раком простаты и без него. В конце подготовки и исследования, собаки правильно идентифицировали 63 из 66 образцов.

Это звучит забавно, но чем объясняется этот феномен? У многих животных наблюдается более острая чувствительность, чем у людей; кошки, например, могут видеть почти в полной темноте, чувствительность конечностей слонов способна обнаружить следы других слонов, находящихся в нескольких милях, и так далее. Конечно, собаки давно известны своим замечательным нюхом, благодаря которому власти используют их для определения наркотиков, взрывоопасных веществ и сбежавших заключенных.

Доказано, что собачий нюх в 100,000 раз более острый, чем человеческий, и способен уловить раковые клетки простаты, которые испускают определенные запахи. Ведущий исследователь Жан-Никола Корню (Jean-Nicolas Cornu) решил, что собаки "несомненно, распознают запах молекулы, которая произведена раковыми клетками." Несмотря на то, что новое исследование находится еще на этапе развития, реальное его достижение в том, что уже обнаружена способность собак определять специфические молекулы в организме человека.

Некоторые ученые питают небольшие надежды на то, что хоть анализ является небольшим, он должен быть использован другими исследователями, чтобы в дальнейшем его развитии доказать существование реального эффекта. Существует также потенциальная проблема, заключающаяся в принципе анализа: вероятно собаки воспринимали основную информацию от исследователей, определяя, впоследствии образцы с содержанием раковых клеток без них, на подсознательном уровне. В исследовании это называется "эффектом умного Ганса" (Clever Hans effect), речь идет о лошади по кличке Ганс, которая в начале 1900-х, в Германии, поразила всех своими внезапными способностями решать математические задачи, читать и понимать немецкую речь и проявила другие удивительные способности. Осторожное скептическое исследование обнаружило, что Ганс просто создавал иллюзию того, что способен выполнить эти задачи; он лишь неосознанно реагировал на информацию, исходящую от тренера.

Если анализ сможет быть использован в дальнейшем, определения рака простаты с помощью собачьего нюха, станет более точным, чем простой анализ крови, использующийся до настоящего времени, который определяет уровни специфического антигена (PSA) белка в простате и очень часто имеет высокий процент ложных данных. Только для вас самые интересные новости на страничках нашего портала.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience.com перевод: М. Гончар