19/12/2007

Плащ-невидимка Гарри Поттера - уже не фантастика!

Гарри Поттер, герой рассказов-фэнтези Джоана Роулинга, не особо распространялся о таком явлении как плазмоника, но ученые из Университета Мэриленда нашли применение этой технологии. Они смогли вынести за грани воображаемого, потрясающего своими идеями мира фэнтези вполне реальное изобретение - плащ-невидимку!

Группа ученых в составе профессора Кристофера Дэвиса (Christopher Davis), ученого-исследователя Игоря Смолянинова (Igor Smolyaninov) и аспиранта Ю-Джу Ханга (Yu-Ju Hung) использовали плазмоновую технологию для создания первого в мире плаща-невидимки, способного скрывать предметы в спектре видимого света. Ученые-инженеры применяли эту же технологию для создания революционного супермикроскопа, позволяющего рассматривать объекты нанометровых размеров.

Говоря простым языком, когда мы видим объект, мы видим видимый свет, который отражается от объекта. Изобретенный плащ-невидимка не отражает свет, а преломляет (изгибает) его таким образом, что свет огибает плащ и уходит дальше, не отражаясь от его поверхности. Получается, человек не видит отраженного света, и объект в плаще становится невидимым.

Устройство-невидимка состоит из концентрических колец, встроенных в тонкий пластиковый слой из акрилового волокна, расположенного на тонкой золотой пленке. Пластик и золото обладают разными отражающими свойствами. Такая структура создает т.н. эффект "отрицательной рефракции", при котором плазмон-электроны, появляющиеся во время попадания света на металлическую поверхность плаща, преломляются и огибают его.

Такая схема позволяет свету проходить как бы "сквозь" плащ, но на самом деле, свет огибает плащ и выходит сзади, как вода в реке огибает камень и течет дальше. К сожалению, полной невидимости добиться не удается, т.к. существуют потери энергии света при попадании его на золотую пленку.

Эффект невидимости был достигнут при довольно специфических условиях. Опытный образец плаща-невидимки диаметром всего 10 микрометров (для сравнения: диаметр человеческого волоса составляет от 50 до 100 микрометров). Кроме того, плащ рассчитан на ограниченный спектр света. Было бы великим достижением усовершенствовать плащ-невидимку до таких возможностей, чтобы можно было манипулировать световыми волнами и магнитным и электронным образом. Да и пока эта технология работает лишь с маленькими объектами особой формы. Популярные статьи новости науки и техники только на нашем портале.

Оригинал (на англ. языке): Eurekalert.org

Тренд сезона - плащ-невидимка

Недавно немецкие исследователи заявили о том, что разработали некий плащ-невидимку. По самому названию нетрудно догадаться, что данное изобретение собой представляет. Это плащ сможет скрыть человека, который надел его, от чужих глаз. Как известно, сначала разработчики попробовали создать специальный ящик, который был бы способен скрывать объекты небольших размеров. Эффект так называемой «невидимости» ящику придавала специальная краска, свойством

Британские ученые обещают в скором будущем возможность телепортации и путешествия во времени

Доктор М. Ромеро из Школы физики и астрономии Университета Глазго утверждает, что в настоящее время не существует препятствий для телепортации, и до 2080 года она станет реальностью. Ученые считают, что телепортировать человека в настоящее время физикам будет достаточно трудно, но через полвека, благодаря развитию молекулярной биологии и химии этот процесс будет значительно упрощен. А астрофизик К. Стюарт считает, что ученые смогли доказать, что человек может путешествовать во времени.

Суперлинзы: на пороге создания почти совершенных линз