28/01/2009

Астронавтов снабдят "лунным пылесосом"

Ученые из NASA уверены, что будущим исследователям Луны будет совершенно необходимо иметь под рукой пылесос. Специальное устройство, предназначенное для удаления лунной пыли с поверхности, пригодится во время очистки скафандров астронавтов после прогулки по поверхности и не допустит проникновения лунной пыли внутрь жилых помещений лунной базы.

Лунная пыль таит намного больше угрозы, чем земная. Из-за крошечных размеров и пористой структуры частиц, пыль настолько крепко прилипает к поверхности, что одна только чистка щеткой не поможет полностью от нее избавиться.

"Мы имеем дело с абразивной застёжкой-'липучкой'",- говорит Памела Кларк (Pamela Clark) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда, расположенного в Гринбелте, штат Мэриленд (NASA's Goddard Space Flight Center in Greenbelt, Maryland).

Частицы также накапливают электростатическое напряжение, удерживающее их на поверхности. Пыль является настолько абразивной, что вполне способна повредить оборудование. Кроме того, она представляет опасность для здоровья людей, ее вдыхающих.

Для решения проблемы команда ученых разработала специальный "лунный пылесос" SPARCLE, который астронавты могли бы использовать в переходном шлюзе на лунной базе. Устройство состоит из положительно заряженного металлического сопла, соединенного с электронной пушкой (подобной той, которая используется в электронных микроскопах), испускающей сфокусированный луч электронов.

После работы вне лунной базы астронавтам потребуется "просканировать" лучом пылесоса поверхность загрязненного оборудования, бомбардируя его электронами, пока все частицы пыли и поверхность не станут отрицательно заряженными и не начнут отталкивать друг друга. Отставшие от поверхности частицы лунной пыли направляются к положительно заряженному соплу, где и собираются в приемник.

Лоренс Тэйлор (Lawrence Taylor), исследующий лунную пыль в университете Теннесси в Ноксвилле (University of Tennessee in Knoxville), отметил, что более крупные частицы пыли можно собирать магнитом. По его словам, комбинация этих двух методов даст наилучший результат. Только для вас самые интересные новости на страничках нашего портала.

Оригинал (на англ. языке): Science.nasa.gov