04/12/2016

Развитие космической индустрии при флагманской роли крупных космических программ

В современной ведомственной космической среде, принято мнение, что перспективные космические программы будут играть роль «Инкубатора новых технологий», для земной промышленности. То есть, технологии выработанные, в космических программах после их реализации будут распространяться в массовых индустриях земли, тем самым способствуя развитию технологического прогресса.

В прошлом при такой организации, космонавтика действительно была одним из крупнейших инкубаторов технологий. Но во первых, при планировании космических программ, роль инкубатора технологий никогда не ставилась на первый план. Программы планировались как демонстрационные, а их вклад в развитие прогресса озвучивался уже постфактум, как одно из обоснований для финансирования новых программ. Во вторых, во время становления космонавтики, научно промышленная среда была централизованной, и новые технологии, как правило, рождались за счет концентрации ресурсов в крупных проектах, таких как «Атомный проект», или программа Аполлон.

А сейчас, научно производственная среда во многом децентрализованная, и в малых стартапах, развитие технологий идет во много раз быстрее и активнее, чем в крупных проектах. И, кроме того, крупные программы долгосрочные, и если делать на них основную ставку в качестве генераторов технологий космической эры, ждать придется долго. Государственные программы создания баз на Луне и Марсе рассчитаны на сроки около 10 – 30 лет. Примерно такие же сроки у крупных частных программ современности, таких как программы орбитальных солнечных электростанций или освоения астероидных ресурсов. Если планировать начало колонизации космоса при флагманской роли крупных программ, десятилетия уйдут только на предварительные этапы.

Согласно китайской программе, освоение луны намечено на 2030 – 2060 годы в конце 2020 годов, планируется начать первые пилотируемые экспедиции, в 2030 начать строительство лунной базы. По российской лунной программе, первые пилотируемые полеты на Луну планируются в районе 2030 – 2040 годов, в первое десятилетие лунная база должна быть посещаемой.

Строительство постоянной, обитаемой, базы и опытного полигона по добыче и переработке полезных ископаемых планируется российской администрацией к 2050 году. По американской программе «Созвездие», пилотируемый полет на Марс планировался в 2037 году. Фирма «Спейс Икс», возглавляемая «Илоном Маском», планирует совершить первый пилотируемый полет на Марс в 2024 году. Планы фирмы «Дип спейс индастриз», в отношении добычи астероидных ресурсов, предполагают запуск орбитальных телескопов для поиска подходящих астероидов и отправки к намеченным астероидам исследовательских зондов, в ближайшие несколько лет.

космос

До 2020 года, планируется начать экспериментальную добычу и переработку астероидных материалов. При использовании современных технологий и подходов, программы по добыче астероидных ресурсов будут достаточно долгосрочными, выход на первую серьезную прибыль, по всей видимости, займет не меньше десяти лет, выход на промышленные масштабы возможен в течение двух, трех, десятилетий. Но в пользу «Дип спейс идастриз», можно сказать что эта фирма планирует широко использовать производство, методом 3D печати для создания нужной инфраструктуры на местах разработки астероидов, из «Местных» материалов.

Поэтому, возможно темпы выхода на крупные масштабы добычи астероидного сырья у них ускорятся. То есть, современные государственные программы и фирмы, планирующие развивать практическое освоение космоса, могут только создать экспериментальный задел для внеземной индустрии через 20 – 30 лет, это время активной жизни людей современного поколения. И если не форсировать процесс перехода промышленности за пределы земного пространства, а двигаться к нему через стадии экспериментов и промежуточные шаги длинной в десятилетия, космическая экспансия с ее перспективами и благами, достанется только следующему поколению.

начало статьи http://globalscience.ru/article/read/27812/