26/09/2013

В Китае обнаружены останки первой челюстной рыбы

Останки рыбы, обитавшей в морях Земли около 419 млн лет назад, были обнаружены палеонтологами на территории Китая. Это морское существо можно считать по праву предком челюстных рыб современных видов, а также наземных позвоночных. Сведения представлены в статье, опубликованной в научном издании Nature.

Рыбы впервые появились на Земле в кембрийский период – 510 млн лет назад. Челюсти и развитые плавники они приобрели в ходе эволюции уже значительно позже – в начале девона – через 100 млн лет. По мнению ученых, первые челюстные рыбы походили больше на акул, а не на своих современных родичей, о чем свидетельствуют ископаемые колючкозубых рыб.

Группа китайских палеонтологов во главе с Чжу Минь (Zhu Min) из Института палеонтологии и палеоантропологии в Пекине поставила эти представления под сомнение, обнаружив недавно в Китае останки челюстной рыбы довольно примитивного вида, которая ничуть не похожа ни на акул, ни на других хрящевых рыб.

Название, которое ученые дали своей находке – Entelognathus primordialis, означает "первая полночелюстная рыба". Эта рыба гораздо древнее всех известных колючкозубых рыб. Останки ее обнаружили в сформировавшихся еще 443-419 млн лет назад слоях силурийских осадочных пород.

Внешне данное существо очень напоминает древних панцирных рыб. Так, верхняя половина черепа рыбы была полностью покрыта толстыми пластинами. Главной отличительной особенностью находки ученых являлось наличие относительно сложной и челюсти "современного" типа, со всеми признаками ротового аппарата.

Утверждать однозначно то, что Entelognathus и его родичи – предки всех современных животных, имеющих челюсть, ученые пока не решаются. По словам специалистов, у этих рыб челюсть могла сформироваться отдельно от предков четвероногих и рыб, затем они могли исчезнуть, не оставив потомков. Все же, данное открытие ставит под вопрос теории "хрящевого" происхождения всех существующих на Земле челюстных рыб.

Употребление рыбы защитит человечество от глухоты