18/10/2012

Ученые определили, что вместе с челюстями у рыб появились настоящие зубы

Палеонтологи из Европы просветили с помощью рентгеновского микротомографа окаменелые останки челюстных примитивнейших рыб и выяснили, что данные существа имели полноценные зубы, а не костистые выросты, как считалось ранее.

Мартин Рюклин руководитель команды ученых Бристольского университета, пояснил - «Нам посчастливилось получить изображения всех линий роста, клеток и тканей внутри костей челюсти. Это помогло нам изучить, как развивалась данная часть скелета древнейших рыб. Сравнив эти данные с тем, как формируются эмбрионы нынешних позвоночных, мы выяснили, что первые позвоночные рыбы с челюстями (панцирные) обладали зубами».

Рюклин с коллегами попытались найти решение одной из наиболее дискуссионных проблем палеонтологии — причину и время появления у позвоночных зубов. Большая часть ученых полагает, что острые выступы во рту примитивных рыб настоящими зубами не были, а являлись костистыми выростами на челюстях, которые по механическим свойствам и своей структуре от костных тканей не отличались. Другие палеонтологи в этом сомневаются, ведь структура подобных образований не была исследована из-за отсутствия необходимых методик.

Авторы исследований восполнили этот пробел, прорентгенив челюсть одной из наиболее примитивных панцирных особей — Compagopiscis croucheri — с помощью новой методики микротомографии, которая разработана швейцарскими физиками института Пауля Шеррера и технической Высшей школы в Виллигене и в Цюрихе.

Высокое томографическое разрешение позволило исследователям рассмотреть внутреннее строение челюсти, и определить виды тканей, из которых складывались отдельные ее части. Нижняя челюсть рыбы состояла частично из хрящевой ткани, это свидетельствует об её близком родстве с бесчелюстными, более примитивными позвоночными.

Однако, верхняя область нижней челюсти и зубообразные выступы состояли из двух видов костной материи с кардинально отличающимися свойствами и структурой.

Исследователи подвергли рассмотрению структуру челюстных выступов у Compagopiscis croucheri и выделили слои пульпы, дентина и иных зубных тканей. Их устройство и форма, по словам учёных, во многом схожа с зубами других древних позвоночных, а также с заготовками зубов у эмбрионов некоторых сегодняшних рыб, включая колючкозубых вымерших акул и живых «ископаемых» в виде Dipnoi (двоякодышащих рыб) и Holocephali (рыб-химер).

Палеонтологи полагают, что открытие у Compagopiscis croucheri зубов, позволяет говорить, что даже челюстные, самые примитивные рыбы имели полноценные зубы. Вполне вероятно, что первые зубы у рыб появились вместе с челюстями либо были «созданы» природой после появления челюстных рыб.

Филип Донохью, другой автор статьи из Бристольского университета, заключает - «Это „железное“ свидетельство в сторону того, что первые позвоночные челюстные обладали зубами, что наконец-то позволяет нам завершить споры о формировании зубов».

В Бразилии обнаружены останки древнейшего динозавра.

Группа инженеров строителей во время закладки фундамента одного из высотных зданий, нашла большое количество останков ранее неизвестного научному миру динозавра. Эта уникальнейшая находка тут же привлекла внимание широкой общественности в научной сфере. Сейчас окаменелые останки динозавра направлены на глубокое исследовательское изучение в одну из крупнейших палеонтологических лабораторий Бразилии. По предварительному заключению