29/12/2012

Ученые: животные способны испытывать эмоции

Результаты исследования, проведенного оксфордскими учеными, показали, что высокоорганизованные животные способны испытывать различные эмоции. Такие животные, как шимпанзе, крысы, собаки и коты могут сами решать, какими им быть – плохими или хорошими.

Марк Роулендз, возглавлявший исследование, считает, что из-за наличия у животных нравственных принципов число обязательств людей перед братьями меньшими существенно возрастает. Однако многие ученые не согласны с точкой зрения Роулендза. По их мнению, то, что для многих млекопитающих характерно сложное поведение, не доказывает наличие у животных моральных принципов, влияющих на их поступки.

В ходе своего исследования специалисты из Оксфорда выяснили, что животные способны чувствовать гнев при нарушении социальных норм. Так, например, шимпанзе наказываются своих собратьев, нарушивших правила поведения в группе. А самцы синешеек наказывают самок, пойманных на измене.

Эксперименты показали, что животные разбираются, в понятия плохо и хорошо, безнравственно и нравственно и в своем поведении стараются руководствоваться сложными моральными принципами. К примеру, когда исследователи предложили макакам вкусную еду в обмен на то, чтобы подвергнуть их собратьев удару током, животные решили спасти себе подобных, лишившись при этом лакомства.

Однако некоторые ученые считают, что такое поведения является не свидетельством наличия у животных моральных принципов, а всего лишь инстинктом, сложившимся в определенных обстоятельствах. В любом случае и одна, и другая теория нуждается в подтверждении, так что ученые не намерены останавливаться на полученных результатах и собираются продолжить изучение способностей животных.

Шимпанзе с человеческим выражением лица

Профессиональный фотограф живой природы создал галерею снимков, на которых изображены шимпанзе, выражающие различные виды эмоций. Габи Гаярд (Gabi Guiard) организовала интересную фото сессию с участием животных во время своего визита в питомник Chimpanzee Sanctuary в Кении – фотографии получились изумительные. Лица шимпанзе, сфотографированных крупным планом, выражают эмоции хорошо знакомые человеку: плачь, гнев, спокойствие, созерцание и т. д. Чувства животных четко выражены в глубине их карих глаз и складках морщин.

Ученые: собаки способны испытывать человеческие чувства