27/11/2012

Череп древнего носорога обнаружен в вулканической породе

Несмотря на то, что извержение вулкана обладает разрушительными последствиями для окружающего его ландшафта, порой стихийное бедствие может сохранить следы прошлого. Ярким примером подобной "консервации" является череп носорога доисторических времен, хранившийся в толще вулканической породы около 9,2 миллиона лет.

В сведениях, опубликованных в журнале PLOS ONE, группа учёных из Бельгии, Франции и Турции сообщает, что череп, обнаруженный ими в Каппадокии, принадлежал особи Ceratotherium neumayri. Этот давно вымерший вид носорогов обитал в эпоху расцвета плацентарных млекопитающих, в миоцене, и считается предком белых и чёрных носорогов, обитающих на земле сегодня.

"Тело животного было "зажарено" при температуре около 400 °C, а затем разорвано на отдельные части, подчиняясь движению пирокластических потоков, — поясняет процесс "консервации" исследователь из Института наук об эволюции университета Монпелье Пьер-Оливье Антуан. — Череп, таким образом, был отнесён на 30 километров севернее исходного места плотным потоком пепла".

Для сохранения останков, по словам учёного, в течение столь долгого времени и необходимы специальные условия. Часто температура пирокластического потока может достигать 1000 °C, что разрушительно для костной и прочих тканей. Более подходящими являются менее "горячие" условия, где температура варьирует от 250 до 600 °C.

В науке известно несколько случаев "консервации" останков такого типа, однако самый известный отпечаток оставило в истории мощное извержение вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Сильнейший природный катаклизм уничтожил целый ряд античных городов на юге Италии. В Помпеях археологи под толстым слоем пепла обнаруживали как сооружения, так и останки людей и домашних животных.

3500 человек эвакуировано из-за извержения вулкана в Чили

В субботу 4 июня, 2011 года один из вулканов в Кордоне Каулле, в южной части Чили начал сильное извержение вздымающегося дыма и пепла высоко в небо, заставив организовать срочную эвакуацию более чем 3500 человек, которые живут по соседству. Колонна дыма и горячего пепла начала появляться из вулкана Пуйехуе (Puyehue), примерно 1100 километров к югу Сантьяго, Чили. Авторитетным специалистам уже удалось эвакуировать около 600 людей, живущих неподалеку от вулкана.

Стихийное бедствие вулкан