17/08/2012

У мышей есть зрительная система сигнализации об опасности

Гарвардские ученые обнаружили, что мыши обладают системой зрительной сигнализации, которая включается в случае опасности и направлена на обнаружение хищников.

Фоторецепторы сетчатки связаны с ганглионарными нервными клетками. Ганглионарные клетки собирают информацию с фоторецепторов и передают ее в мозг. Причем чем меньше связанных с ними фоторецепторов, тем хуже светочувствительность, но зато в мозге формируется более четкое изображение. Плотность таких клеток в сетчатке не одинакова: в некоторых участках она особенно высокая, и картинка, которую обрабатывают эти участки, имеет самое большое разрешение.

У многих животных, в частности у людей такие скопления ганглионарных нейронов функционируют вместе со всей сетчаткой и отключаются во сне. У некоторых животных, к примеру у мышей, области повышенной плотности ганглионарных клеток, наоборот, обычно находятся в неактивном состоянии, а включаются в экстренных случаях, когда особи угрожает опасность.

Для грызунов главным источником опасности являются хищные птицы. Когда над мышью появляется летящий силуэт, то в ее сетчатке тут же просыпаются скопления ганглионарных нейронов и начинают фиксировать все движения хищника, угрожающего жизни особи. Таким образом, у мышей участки высокого разрешения в сетчатке играют роль детектора опасности с воздуха. Исследователи отмечают, что активнее всего эти нейроны работают, когда хищная птица оказываются в центре поля зрения. Скорее всего, это говорит мыши о том, что ее заметили и сейчас нападут. Благодаря такому зрительному индикатору мыши успевают быстро сориентироваться и спрятаться от хищника.

В действительности грызуны реагируют даже не столько на силуэт какой-нибудь птицы, сколько на любые движущиеся фоновые предметы. Ученые заметили интересную особенность: по мере приближения хищной птицы, нервные клетки, которые отвечают за ее обнаружение, отключаются. Видимо, в определенный момент становится очевидным, что мыши пастись не удастся, так что в дальнейшей сигнализации об опасности просто нет смысла, то есть, скорее всего, эволюция отказалась дальше развивать и совершенствовать эту зрительную систему сигнализации.

Впервые зафиксирована работа человеческого встроенного компаса