26/07/2012

Часть льдов Антарктиды "утекает" в огромный древний разлом

Ученые определили, что льды из Восточной Антарктиды "утекают" в рифтовую древнюю долину схожую по размерам  с Большим Каньоном в Калифорнии.

Ученые из Абердинского университета и Британского национального центра изучения Антарктики обнаружили рифтовую долину около 1,6 километра глубиной под движущимся ледником Ферринго, в отдаленной местности, которую до сих пор лишь однажды  посетили люди. Исследователи выявили разлом на маршруте около 2,5 тыс. километров общей длиной, использовав систему радаров, которые "видят" сквозь лед.

"Мы увидели большую долину подо льдом... Если себе представить рельеф данной местности безо льда, то долина выглядела бы приблизительно как Большой Каньон - приблизительно такого же размера. Но поверхность над разломом абсолютно плоская, ничего невозможно без помощи радаров было бы обнаружить", - полагает Роберт Бингэм, сотрудник Абердинского университета, руководитель исследования.

Ледовый щит из Восточной Антарктики теряет быстрее свои льды, чем прочие области материка, некоторые ледники - среди них ледник Ферринго - уменьшаются ежегодно более чем на один метр. Сопоставив со спутниковыми данными местоположение разлома по уменьшению за последние 20 лет толщины ледового щита, ученые сделали вывод, что огромные объемы льда "утекают" в эту гигантскую расщелину.

"Чтоб объяснить большую скорость потерь льда, нам необходимы были данные о том, что находится под  ледниками ", - добавляет Бингэм.

Эксперты уверены, что данный каньон - не единственный. По их мнению, подледный рельеф Антарктики в будущем может ускорить уже на континенте таяние льдов.

"Обнаруженный нами рифт – это часть огромной системы древних разломов, скрытой полностью подо льдом - нам пока о ней практически ничего не известно... Ясно лишь, что, когда таяние льдов станет продолжаться, эти долины в какой-то момент вызовут очень быстрое отступление ледников непосредственно внутрь континента, лед по ним потечет в море, как по большим рекам", - полагает Фаусто Ферраччиоли, сотрудник BAS, соавтор исследования.

На Марсе обнаружен ледник

Во время очередного исследования поверхности Марса ученые обнаружили громадный ледник, направив на его изучение все имеющиеся силы и средства. Сейчас группа ученых занята детальным изучением ледника, появившегося на планете относительно недавно. Размеры обнаруженной ледяной горы поражают. Ледник имеет колоссальные габариты, чем и вызывает к себе интерес со стороны высококвалифицированных ученых из ряда исследовательских лабораторий мира.

Стихийное бедствие вулкан