22/06/2012

Растения служат насекомым в качестве почтальонов

Специалисты из Института экологии в Нидерландах обнаружили, что у насекомых существует своеобразная почтовая служба, где роль почтового ящика исполняет почва, а роль почтальона – растения. Насекомые оставляют в почве какие-то химические письма, чтобы предупредить других, что "кормушка" уже занята. Эти письма доставляются по адресу следующими поколениями растений.

В природе разные виды насекомых конкурируют друг с другом за одну пищу: к примеру, личинки жуков поедают корни растения, а гусеницы его листья. Но если они начнут делать это одновременно, то им придется голодать, так как растение не сможет обеспечить едой сразу всех «нахлебников».

Ранее ученые выяснили, как до наземных насекомых доходит информация о том, что данная кормушка занята: когда подземные жители грызут корни растения, то через его листья выделяются особые летучие соединения, которые сообщают наземным гостям о том, что им придется поискать другую «столовую». В ходе нового исследования ученые обнаружили, что подобные сообщения передаются от поколения к поколению. Оказалось, что новые поколения растений впитывают следы жизнедеятельности, оставленные насекомыми, и передают послание новым наземным насекомым.

Экологи провели эксперимент, основными действующими лицами которого стали личинки жуков, гусеницы бабочек и крестовник Якобея обыкновенная. Сначала они выращивали растение либо с личинками, либо с гусеницами, а потом на этом же месте культивировали новое растение и вновь подсаживали к нему нахлебников. Они обнаружили, что поведение насекомых зависело от того, кто до них жил и кормился на этой почве. Получается, что предыдущие жильцы как бы закрепляли это кормовое место за собой и будущими поколениями. Они передавали растениям через почву вещества, которые приглашали полакомиться своих и предостерегали чужих, как бы сообщая, что еды на всех не хватит, это место занято, так что пусть ищут себе другой кормовой участок.

По мнению исследователей, главная роль во всей этой «почтовой» системе принадлежит грибам. В зависимости от соседей их видовой состав изменялся. Почвенные грибы, скорее всего, влияют на растение, заставляя его вырабатывать некие сигнальные вещества. В ближайшее время экологи намерены определить, что это за вещества и по каким каналам передаются подобные сообщения.

По материалам Sciеncemаgic.ru