22/11/2011

Ученые создадут модель земного ядра

Группа международных ученых планирует смоделировать ядро Земли. В земном ядре материя находится под давлением трех с половиной атмосфер, а температура ядра составляет  около десяти тысяч градусов по шкале Цельсия. Смоделировав ядро, ученые смогут понять, как ведут себя разные земные материалы при упомянутых показателях температуры и давления.

Чтобы понять, как выглядит ядро планеты на глубине двух с половиной тысяч километров, ученые-физики воспользуются возможностями европейского синхротрона. В эксперименте задействуют пучок излучения синхротрона в камере высокого давления с алмазными наковальнями. Частицы железа и других материалов разогреют мощным лазером до очень высокой температуры, а алмазная наковальня должна будит создать соответствующе высокое давление. На уровне атома с помощью инфракрасного и рентгеновского спектрометра ученые исследуют процессы, которые будут протекать в это время в частицах исследуемого вещества. Условия, сходные с условиями земного ядра, возможно будит установить лишь на микросекунды, но и этого времени будит достаточно для проведения запланированного эксперимента и получения достоверных результатов.

Эксперимент поможет установить температуру плавления минералов и скорость, с которой различные вещества в земном ядре вступают в реакцию. Целью ученых также остается выяснение причин, по которым переворачивается земное магнитное поле. Результаты эксперимента будут полезны в различных областях науки. Геологи смогут создать точную модель ядра Земли, выяснить природу ядра и прояснить историю планеты Земля. Планетологам эксперимент поможет понять состояние, в котором находятся вещества планет, ядро которых находится в условиях, похожих на условия земного ядра. Такой планетой сегодня является, например Юпитер. Пока что учеными только проводятся тесты по функционированию системы и только в мае следующего года результаты эксперимента обнародуют для всех ученых мира.

Данный эксперимент проводится во Франции в Гренобле, где и расположен европейский синхротрон. Однако подобные эксперименты уже запланированы и в Японии, и в ряде других стран. Отличительной чертой эксперимента во Франции является высокая точность всех измерений, которую на сегодня может обеспечить только современный сверхточный европейский синхротрон.

В пустыне США создали огромную модель Солнечной системы