06/11/2011

Впервые получено прямое изображение диска черной дыры

С помощью космического телескопа Хаббл было впервые получено изображение аккреционного диска квазара. Квазар представляет собой яркую материю в виде диска, которую засасывает в черную дыру в центре галактики с такой скоростью, что она начинает светиться. В этом исследовании была применена новаторская техника гравитационных линз - небесных объектов, которые усиливают проходящие через них сигналы. Это позволило астрономам впервые напрямую измерить размер диска и температуру различных его регионов. Точность наблюдений эквивалентна различению отдельных песчинок на поверхности Луны.

Хотя сами черные дыры невидимы, но они затягивают в себя материю с такой большой силой, что это создает самый яркий феномен во Вселенной. Квазары - это сияющие диски материи, которая затягивается в черные дыры, нагреваясь и излучая чрезвычайно яркий свет.

"Типичный аккреционный диск квазара имеет размеры в несколько световых дней или около 100 миллиардов километров в ширину, но они находятся в миллиардах световых лет от нас. А это значит, что их видимый с Земли размер настолько мал, что мы, вероятно, никогда не будем иметь настолько мощный телескоп, который бы позволил увидеть их структуру", - пояснил Хосе Муноз, возглавлявший это исследование.

Такие малые размеры квазаров означали, что все наши знания об их внутреннем строении основывались на теоретических экстраполяциях, а не прямых наблюдениях.

В данном исследовании применялся инновационный метод изучения квазаров: звезды в находящейся между нами и квазаром галактике выступили в роли сканирующего микроскопа, что позволило рассмотреть диск квазара. Гравитационная сила этих звезд усиливает свет квазара, давая детальную цветовую информацию.

Они обнаружили, что размеры диска состовляют от 4 до 11 световых дней в ширину (около 100 - 300 миллиардов километров).

"Этот результат очень важен, поскольку позволит получать данные о структуре этих систем, а не полагаться на сухую теорию", - сказал Муноз. "Физические свойства квазаров еще плохо изучены. Возможность получать данные напрямую, откроет новые возможности для понимания природы этих объектов".

Обнаружен кандидат на звание самой маленькой черной дыры