31/10/2011

Действительно ли пробиотики полезны для здоровья?

Йогурт популярен среди потребителей, в основном благодаря тому, что содержит специальные живые бактерии, которые, как принято считать, полезны для здоровья пищеварительной системы. Но насколько действительно эти бактерии оказывают благотворное воздействие на систему пищеварения и общее здоровье человека?

Это вопрос, который беспокоит инспекторов пищевых продуктов уполномоченных оценивать полезные свойства йогурта и иной "функциональной пищи", содержащей пробиотики или другие дополнительные компоненты, о которых твердят производители. Для ученых период выяснения правдоподобия этих утверждений был очень сложным, поскольку люди не живут в лабораториях, где их рацион питания и окружающая среда могут находиться под постоянным контролем.

В новом анализе, опубликованном в октябрьском выпуске журнала "Science Translational Medicine", ученые из Медицинской Школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе продемонстрировали строгий способ тестирования эффектов бактерий-пробиотиков на здоровье пищеварительной системы: они сконцентрировали свое внимание на популяции микробов, живущих в кишечнике человека и помогающих усваивать пищу, которую наш организм не в состоянии усваивать сам. Целью исследования стало совершенствование понимания сложной взаимосвязи, существующей между питанием и способом действия кишечных микробов в процессе усвоения конкретных видов пищи.

Группа исследователей в ходе анализа рассматривала то, как обычный йогурт способен повлиять на микробы кишечника на примере людей и мышей, которых поместили в стерильные условия и ввели в организм образцы человеческих микробов кишечника. Йогурт обычно содержит не менее двух типов бактерий, но йогурт, использованный в этом анализе, был произведен с пятью типами бактерий.

Ученые обнаружили, что результаты испытаний проведенных на мышах, за которыми наблюдали в строго контролируемой среде, были такими же как и у людей, рационы питания и окружающая среда которых различались между собой. Их открытие подтвердило возможность изучения определенных популяций микробов человеческого кишечника на примере мышей в качестве преклкнических испытаний для последующего определения эффектов от существующих и новых типов пробиотиков на здоровье пищеварительной системы человека.

На первом этапе нового исследования ученые сначала изучили влияние йогурта на микробные популяции кишечника семи пар здоровых взрослых женщин-близнецов, которые съедали две порции продукта ежедневно в течение семи недель. Йогурт со своими пятью типами живых бактерий не нарушал смесь микробов в пищеварительных трактах женщин, как сообщили исследователи.

Регулярный анализ образцов стула, взятых за неделю до, в течение и после употребления йогурта показал, что различные виды микробов и их гены, присутствовавшие в кишечниках женщин, оставались практически неизменными. В течение двух недель после того, как женщины перестали есть йогурт, никаких живых бактерий, содержавшихся в йогурте в их кишечниках обнаружено не было.

Исследователи затем сравнили результаты анализа людей с результатами мышей, которым была пересажена популяция из 15 самых известных микробов человеческого кишечника, в которой каждый геном микроба был упорядочен. Когда мышей кормили тем же йогуртом, что и людей, смесь человеческих микробов и содержимое их 58 тысяч генов также не изменялось.

В заключении исследователи отметили, что анализ не был проведен с целью оценивания истиной пользы для здоровья конкретно йогурта использованного в исследовании, а скорее для совершенствования знаний о жизнедеятельности микрофлоры кишечника человека.

Оригинал (на англ. языке): Medicalxpress Перевод: М. Гончар

Йогурт предотвращает развитие шизофрении

Результаты последних исследований показали, что низкий уровень здоровых бактерий в кишечнике человека нередко приводит к возникновению различных психических расстройств – от обычного состояния тревожности до шизофрении. Вот почему специалисты рекомендуют в качестве профилактического метода употреблять йогурты, содержащие пробиотики. Учеными было установлено, что в организме взрослого человека в среднем содержится около 2 кг бактерий, многие из которых вредными не являются.

Медиками разработаны новые эффективные средства от молочницы