17/10/2011

Феномен нейтрино разгадан благодаря специальной теории относительности

Релятивистское движение часов на борту GPS-спутника явилось причиной возникновения сверхсветового эффекта.

Прошло уже три недели с того времени, когда весь мир облетела экстраординарная новость о нейтрино, который долетел из Франции в Италию быстрее света. Эксперимент, под названием ОПЕРА показал, что частицы, созданные в ЦЕРН, около Женевы, прибыли в лабораторию Гран Сассо в Италии на 60 наносекунд раньше, чем позволяет скорость света.

Опубликованные результаты оказали на научное сообщество эффект разорвавшейся бомбы. С тех пор только на arXiv поступило уже больше 80 статей, в которых пытаются объяснить или развенчать этот эффект. Среди физиков превалирует мнение, что команда ОПЕРА, должно быть, что-то упустила из вида.

Рональд ван Элбург из Гронингенского университета в Нидерландах опубликовал одну из самых вероятных и интересных версий касательно возможных источников ошибки.

Одна из наиболее сложных частей эксперимента заключается в том, чтобы часы между обоими точками были точно синхронизированы. Команда достигает этого с помощью GPS-спутников, которые передают чрезвычайно аккуратный сигнал со своей орбиты на высоте 20 000 километров. Это порождает серию дополнительных сложностей, таких как время достижения GPS-сигналом земли, которые необходимо учитывать.

По словам ван Элбурга, один из факторов был упущен разработчиками из виду: релятивистское (относительное) движение GPS-часов.

Может показаться, что движением спутников можно пренебречь. Ведь радиоволны, посредством которых передается сигнал времени, двигаются со скоростью света, независимо от скорости спутников.

Но есть одна деталь. Хотя скорость света не зависит от системы отсчета, но от нее зависит время полета. В данном случае есть две системы отсчета: эксперимент на Земле и часы на орбите. Если они двигаются относительно друг друга, то это необходимо учесть.

С точки зрения часов на борту спутника, позиция источника и приемника изменяются. "Относительно часов, приемник движется к источнику и соответственно, дистанция, проходимая частицами, кажется короче", - сказал ван Элбург.

Он имеет в виду, что для системы отсчета в небе, путь нейтрино короче, чем для системы отсчета на Земле.

По подсчетам Элбурга, этим можно объяснить прибытие нейтрино на 32 наносекунды быстрее. Но это значение необходимо удвоить, поскольку одна и та же ошибка происходит в обоих концах эксперимента. Таким образом, конечная поправка будет равна 64 наносекундам, почти столько же, сколько наблюдала команда ОПЕРА.

Если эта версия будет подтверждена, то вместо того, чтобы разоблачить теорию относительности Эйнштейна, эксперимент с нейтрино послужит еще одним ее подтверждением.

Оригинал (на англ. языке): Technologyreview

Исследование опровергло данные о превышении скорости света

Международная команда ученых, изучающая частицы нейтрино, которые создают впечатление двигающихся быстрее скорости света, опровергли поразившее научный мир открытие. Проведенный ими эксперимент показал, что была допущена ошибка. Объявление в сентябре, подкрепленное новыми исследованиями, совершило фурор в научном мире, поскольку из него следовало, что теория относительности Альберта Эйнштейна и большая часть современной физики базировались на ошибочных предпосылках.

Новое измерение скорости нейтрино опровергло предыдущие данные о превышении скорости света

Эксперимент по измерению скорости субатомных частиц нейтрино, показал, что они двигаются не быстрей скорости света. Результаты, объявленные в сентябре, свидетельствовали о том, что нейтрино может двигаться быстрей скорости света. Это известие было воспринято в научном мире со скептицизмом, ведь оно шло вразрез с теорией относительности Эйнштейна. Этот эксперимент был проведен другой группой из той же лаборатории. Они сообщили, что эти частицы двигаются точно со скоростью света

Обнаружены частицы превысившие лимит скорости света

Международная команда ученых заявила, что ей удалось зарегистрировать субатомные частицы, перемещающиеся быстрей скорости света. Это открытие может опровергнуть один из общепринятых фундаментальных законов Вселенной, сформулированный Эйнштейном. Антонио Эредитато, представитель команды, заявил, что измерения, проводившиеся в течении трех лет, показали, что нейтрино, выпущенные из ЦЕРН, около Женевы, прибыли в Гран-Сассо, Италия, на 60 наносекунд быстрей, чем скорость света.