06/09/2011

Половые гормоны влияют на выбор профессии

Учитель, пилот, медсестра или инженер? Психологи утверждают, что на интересы людей и на род занятий, которые они выбирают, сильное влияние оказывают половые гормоны. "Наши результаты обеспечивают прочное подтверждение тому, что гормоны влияют на интересы людей, от которых зависит выбор их профессии в будущем" – сообщил Адриен Белц (Adriene M. Beltz), аспирант психологии, работающий совместно с Шери Беренбаум (Sheri A. Berenbaum), профессором психологии и педиатрии в штате Пенсильвания.

Шери Беренбаум и ее научно-исследовательская группа изучали интересы людей к занятиям, которые показывают половые различия в общем населении и являются важными в определении сферы выбираемой профессии: наука, технологии, инженерия и математика. Исследователи изучили подростков и взрослых людей с врожденной гиперплазией надпочечников (ДСВЗ) – генетическое заболевание – а также их братьев и сестер без ДСВЗ.

Люди с ДСВЗ более подвержены влиянию андрогенов – тип мужского полового гормона – что является нормальным, пока плод находится в матке. Женщины с ДСВЗ генетически относятся к женскому полу и воспринимаются как женщины, но их интересы больше схожи с мужскими. Исследователи сообщили в текущем выпуске журнала "Hormones and Behavior", что представительницы женского пола с ДСВЗ были значительно больше заинтересованы, чем женщины без ДСВЗ в карьере, имеющей отношение к конкретным вещам по сравнению с карьерой, относящейся к общению с людьми.

Исследователи также обнаружили, что интерес к выбираемой профессии соответствует непосредственно степени влияния андрогенов на женщин с ДСВЗ. Так те, которые были подвержены влиянию андрогенов в матке, проявляли больше интереса к занятиям конкретными вещами, чем к общению с людьми.

"Мы воспользовались в своих целях естественным экспериментом" – отметила Беренбаум. "Мы предполагаем, что эти интересы начинают развиваться намного раньше, чем мы всегда считали". Женщины без ДСВЗ менее проявляли интерес к мужским профессиям, имеющим отношение к конкретным вещам, как например, инженер или хирург, и более проявляли интерес к профессии, сфокусированной на взаимодействии с людьми, как например, социальный работник или учитель. Что касается мужчин, то психологами не было обнаружено никакого значимого различия в выборе интересов между представителями мужского пола с ДСВЗ и без этого заболевания.

"Мы выяснили, что существует некое биологическое влияние на формирование интереса к выбору профессии. Так, женщины не останавливают свой выбор на профессиях связанных с конкретными вещами, поскольку они заинтересованы в безграничном общении с людьми, а эти профессии не предусматривают этого" – пояснил Белц. "Может быть, нам удастся показать представительницам женского пола, как стремление к постоянной активной коммуникации можно совмещать с карьерой в таких сферах деятельности как наука, технологии, медицина и т. д.".

Исследователи попросили участников эксперимента дать свою оценку каждому пункту в списке из 64 занятий, используя выражения "нравится", "не нравится" или "безразлично" относительно выполнения определенной работы. Занятия были сгруппированы в шесть категорий профессий – реалистичная, исследовательская, художественная, общественная, предпринимательское и стандартная. Этот список и категории были основаны на проверенной и надежной системе часто используемой профессиональными советниками.

Реалистичная и исследовательская категории отражают профессии фермера и ученого, общественная и художественная категории отражают такие профессии как, например, учитель и художник, а предпринимательская категория предусматривает профессию менеджера гостиничного хозяйства и агента по продаже недвижимости.

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily  Перевод: М. Гончар