30/04/2011

Следы самого большого паука обнаружены в Китае

Ископаемые самого большого в мире паука, который жил еще во времена динозавров и как, оказалось, стал жертвой вулканического пепла, были открыты недавно учеными. Останки паука, названного Nephila jurassica, были обнаружены в древнем вулканическом пепле во Внутренней Монголии, Китае.

Пучки волокон похожих на шерсть, найденные на ногах насекомого свидетельствовали о том, что этот арахнид (паукообразный) возрастом 165 миллионов лет, является самым древним представителем известного вида пауков, плетущих самые большие сети, которые живут и в наши дни. Золотой кругопряд или Nephila, которого также именуют банановый паук или гигантский древесный паук, отличается тем, что обладает достаточно большим размером, позволяющим ему ловить птиц и летучих мышей, а также использует для паутины шелк, который сияет подобно золоту на солнечном свете.

Ископаемое было почти таким же огромным, как и его современные родственники, с телом шириной в один дюйм (2,5 сантиметров) и ногами, длина которых достигала примерно 2,5 дюймов (6,3 сантиметра). Золотой кругопряд в настоящее время является главным образом тропическими созданием, так что древняя среда, в которой обитал Nephila по всей видимости была аналогично сочной.

"Должно быть, насекомое жило в таких же условиях, что и современный Nephila, в своей круглой сети из золотого шелка, блистая в лесу или более вероятно на краю леса, расположенного близко к озеру" – отметил Поль Сэлдэн (Paul Selden), директор Палеонтологического Института в Университете Канзаса, в своем сообщении агентству LiveScience. "Там по соседству находилось много вулканов, которые производили пепел, формируя осадок озера, где и было захоронено паукообразное насекомое".

Пауки являются наиболее многочисленными хищниками на земле сегодня и помогают держать количество насекомых под контролем. "Итак, эти сведения помогают нам лучше понять эволюцию отношений насекомого-паука и хищника-жертвы" – сказал Сэлдэн, предполагая, что золотой кругопряд занимался ловлей насекомых различных видов и тем самым влиял на их эволюцию со времен Юрского Периода. "В это время существовало много летающих насекомых больших или средних размеров, которыми паукообразные хищники питались без разбора" – добавил Сэлдэн.

У современного вида золотого кругопряда, самки обычно значительно больше по размерам, чем самцы. Это новое ископаемое было очевидно самкой, которая принадлежала по оценке исследователей примерно Среднему Юрскому Периоду, намного раньше появления известной птицы Археоптерикс или таких гигантских динозавров как, например, Брахиозавр и Диплодоку.

Несмотря на то, что это самый большой ископаемый паук известный в настоящее время, он еще не самый древний. Два вида пауков из Англии, Eocteniza silvicola и Protocteniza britannica, появились еще около 310 миллион лет тому назад. Сэлдэн и его коллеги теперь исследуют других ископаемых пауков из Китая, "а также виды ископаемых насекомых со всего мира – Бразилии, Новой Зеландии, Австралии, Италии и Кореи".

Ученые описывают подробно свои сведения в он-лайн версии апрельского выпуска журнала "Biology Letters".

Оригинал (на англ. языке): LiveScience