16/04/2011

Обнаружены гены, управляющие старением стероида

Восемь генов, которые управляют уровнями основного стероида (вещество животного или растительного происхождения, обладающее высокой биологической активностью), производимого надпочечной железой, как выяснилось, играют важную роль в процессе старения и долголетии человека. Это открытие было сделано международным консорциумом ученых под руководством Лондонского Королевского Университета.

Важнее всего то, что некоторые из этих восьми генетических областей также имеют отношение к серьезным заболеваниям, связанным со старением организма, включая диабет 2 типа и лимфому (болезнь лимфатической ткани, отмеченная увеличением лимфатических узлов, а также поражением некоторых внутренних органов). Исследователи говорят, что сведения, опубликованные в журнале "PLoS Genetics" 14 апреля, обеспечивают первое генетическое подтверждение роли старения стероида и, следовательно, выделяют его как маркер биологического старения.

Уже известно, что концентрация стероида дегидроэпиандростерон-сульфат (DHEAS) быстро снижается с возрастом и уменьшается вплоть до 95 процентов, когда человек достигает возраста 85 лет. Это предполагает тот факт, что относительный недостаток вещества DHEAS может способствовать развитию более распространенных возрастных заболеваний или сокращению продолжительности жизни.

Для того чтобы изучить механизмы сокращения уровней стероида, исследователи выполнили анализ уровней DHEAS и 2,5 миллионов генетических вариантов 14846 человек из Европы и США. Они обнаружили восемь общих генов, которые контролируют концентрацию DHEAS в крови, и самое главное, что некоторые из этих генов, как оказалось, были связаны с такими возрастными болезнями как, например, диабет 2 типа и лимфома.

Главный автор исследования, доктор Гаунгжу Зай (Guangju Zhai) из Лондонского Королевского Университета отметил следующее: "Это первый крупномасштабный анализ, раскрывающий тайну, которая всегда окружала стероид DHEAS. Мы идентифицировали специфические гены, которые контролируют уровни его концентрации, и показывают, что некоторые из них также включены в процесс старения организма и связаны с возрастными заболеваниями.

"Сведения обеспечивают нам основу для будущих исследований, позволяющих лучше рассмотреть действие потенциальных механизмов DHEAS в процессе старения. Следующим важным вопросом, на который ученые хотят попытаться дать ответ – возможно ли путем поддержания высоких уровней DHEAS задержать процесс старения и предотвратить болезни, связанные с возвратными изменениями". Профессор Тим Спектор (Tim Spector), один из авторов исследования сказал: "Этот анализ демонстрирует силу совместных генетических исследований, дающих возможность ученым открывать механизмы, которые обеспечивают работу организма. В течение 50 лет мы внимательно наблюдали наиболее обильную циркуляцию стероидов в организме, DHEAS, не зная о важности его роли. Теперь гены показали нам его значение во многих областях процесса старения".

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily Перевод: М. Гончар