07/11/2014

На Марсе есть железная руда

Используя свое буровое устройство, марсоход Curiosity, находясь у подножия горы Шарп (Sharp) на Марсе произвел анализ грунта. Он обнаружил в образце марсинаской породы рекордное содержание гематита, которое когда-либо было обнаружено на планете. Открытие дает новые данные для понимания геологической истории Марса. О находке сообщается на сайте университета Брауна (США).

Наличие гематита — соединения из оксида железа — было впервые зафиксировано на Марсе в 2010 году в кратере у подножия горы Шарп. Подтверждение этой информации, как отметил исследователь Ральф Милликен (Ralph Milliken), было очень важным шагом миссии этого года. Теперь ученые могут сформулировать более точную гипотезу о геологической среде красной планеты, о том, когда и как возникли на ней эти породы.

Марсоход Curiosity прибыл к подножию горы Шарп в сентябре этого года. Эта зона на Марсе примечательна тем, что сохранила слои горных пород возрастом до 4 млрд. лет. Ученых интересует, как изменялась геологическая среда на Марсе с течением времени.

Анализ, произведенный датчиками марсохода, показал наличие в породе 8% гематита. Это наибольшая концентрация этого соединения в марсианской породе за всю историю наблюдений. До этого Curiosity работал в области Yellowknife Bay, где нашел следы дна древнего озера. Количество и тип гематита, найденного на горе Шарп, указывает на то, что здесь значительно более кислая среда, чем в заливе.

Сравнение замеров, сделанных двумя экспедициями, очень интересно, отмечают исследователи, так как позволяет судить о роли воды, некогда взаимодействовавшей с горными породами. По словам Милликена, на данном этапе исследователи хотят оценить распределение гематита в различных участках Марса: распределены они повсеместно, либо представлены в локальных залежах. Это позволит установить, каковы были процессы окисления, приведшие к отложению гематита в породе.

Все межпланетные миссии на Марс курируются из Лаборатории по разработке реактивных ракетных и реактивных двигателей Калифорнийского университета (США).

Первоначально гематит был обнаружен спектрометром марсохода Mars Reconnaissance Orbiter, спроектированном в Центральном научно-исследовательском институте конструкционных материалов (CRISM) в университете Баруна. В нем готовятся и проходят испытания методы дистанционного зондирования Марса, которые будут применяться в будущих экспедициях. Следующий масштабный проект планируется запустить в 2020 году.

Ранее марсоход Curiosity сумел найти на Марсе воду и железный метеорит, сделать селфи, обнаружить сходство с почвой на Земле и даже косвенно поучаствовать в судебном процессе по вопросу о наличии жизни на Марсе.

Советуем также прочесть интервью, которое Научной России дал Сушил Атрейя (Sushil Atreya), представитель научной группы марсохода Curiosity и со-руководитель программы изучения образцов с Марса (SAM).

Ученые: Марс пригоден для жизни