06/09/2013

В Тихом океане обнаружен крупнейший вулкан на Земле

Самый крупный вулкан в мире – массив Тамо (Tamu Massif)  - был обнаружен исследователями Техасского университета на дне Тихого океана. По размерам его можно сравнить с Британией, штатом Нью-Мексико или же величайшим вулканом Солнечной системы – горой Олимп, которая находится на Марсе.

Массив Тамо, расположенный на тихоокеанском дне в северо-западной части в 1,5 тыс. км ближе к восточной части Японии, имеет форму большого плато и относится к низким щитовым вулканам с пологими склонами. Диаметр мегавулкана составляет примерно 625 км, тогда как высота – 4 км. Ранее самым большим щитовым вулканом считался гавайский Мауна-лоа, его диаметр составляет не более 100 км. Сформировался массив Тамо, по предположению ученых, около 145 млн лет назад, а извержений не наблюдалось уже 140 млн лет.

Результаты бурения в этом районе позволили ученым установить, что оно состоит полностью из отложений застывшей лавы. Но долгое время оставалось неясным, является ли Тамо одним огромным вулканом или же это совокупность нескольких точек извержения. Методом сейсмического зондирования дна океана в исследуемой области ученые выяснили, что многочисленные потоки лавы исходили из какой-то одной точки, что указывает на существование единого центрального жерла.

Открытие Тамо поможет геофизикам понять, как большое количество магмы может накапливаться под корой Земли и извергаться на ее поверхность. Массив Тамо очень отличается по форме от остальных подводных вулканов, и ученые надеются, что он "подскажет", каким образом происходит формирование подобных массивных вулканических образований.

Космический аппарат «Прогресс М20М» сегодня упадет на дно тихого океана