20/08/2013

Ученые нашли аналоги черных дыр в океане

Физики из Швейцарской высшей технической школы Цюриха совместно с коллегами из университета Майами нашли математическое сходство между водяными смерчами, наблюдаемых в океанах и черными дырами в космосе. Свои сведения ученые изложили в статье, опубликованной в Journal of Fluid Mechanics.

Океанические дыры стали разгадкой круговорота мусора, плавающего на поверхности моря.

Огромное удивление исследователей вызвал тот факт, что уравнения, описывающие вихри на океанской поверхности, с математической точки зрения нисколько не отличаются от уравнений, которые описывают искривление пространства-времени вокруг черных дыр (лишь с той разницей, что морская поверхность плоская). Данное наблюдение, как полагают авторы, выходит за рамки ничем не обоснованной, а просто занятной аналогии, ввиду своего не умозрительного, а практического характера.

Анализ уравнений позволил специалистам обнаружить вокруг вихря присутствие мертвой зоны, в которой абсолютно все попадающие туда предметы, могут оставаться очень долго.

Результаты работы ученых могут пригодиться в астрофизике. Обнаруженное на Юпитере Большое красное пятно, как отмечают, исследователи отмечают, представляет собой долговременный вихрь в верхних слоях атмосферы гигантской планеты, вследствие чего вполне можно назвать его одной из самых известнейших "черных дыр" Солнечной системы.

Самая большая черная дыра: монстр размером в 21 миллиардов Солнц