17/05/2013

Потепление сдвинуло географические полюса

Геологами из Университета Техаса было установлено, что наблюдающийся в течение года дрейф географических полюсов вызван стремительным таянием ледников. В частности, речь идет о Гренландском леднике. Краткое описание исследования, опубликованного в журнале Geophysical Research Letters, представлено на страницах Nature News.

Выводам исследователей предшествовал анализ, в ходе которого специалисты рассматривали изменения земной гравитации, измеряемой с помощью спутников GRACE. Полученные данные затем сопоставлялись исследователями с данными системы глобального позиционирования GPS, позволяющей с точностью до 0,03 миллиарксекунд следить за положением полюсов.

В дрейфе полюсов, как сообщают ученые, было обнаружено систематическое изменение. Так, к примеру, за период наблюдения с 1982 года было отмечено незначительное смещение северного полюса приблизительно на 2 миллиарксекунды в год (6 см на поверхности) в сторону Канады, годовая же скорость смещения с 2005 года возросла более чем в три раза, изменив свое направление. По сведениям ученых, северный полюс постепенно стал склоняться в сторону острова Гренландия – восточнее своего привычного значения.

Проследив за направлением смещения, как отмечают авторы, можно определить место потери массы, поскольку при потере массы одной из частей вращающейся сферы, происходит смещение оси вращения в ее сторону. Так, авторы исследования, сопоставив это с данными спутников GRACE, выявили главную причину систематического сдвига полюсов – таяние ледников Гренландии.

Геологам давно известно такое понятие, как дрейф. Специалисты выделяют в нем сезонные циклы, инициируемые движениями атмосферы, а также более долговременные смещения, возникающие из-за движения литосферных плит. Между тем, данные о таянии ледников, как правило, вызывают весьма противоречивые мнения и взгляды разных исследователей. Дело в том, что данные получают обычно или при помощи спутников, или же в результате полевых наблюдений, поэтому разные способы измерения нередко при этом противоречат друг другу.

Полярники будут использовать в Арктике самоходные льдины

В Арктике за последние годы стало значительно меньше морских дрейфующих льдов. Площадь их, по сути, сократилась до 4,21 миллионов квадратных км. В конце концов, на данный момент практически невозможно отыскать прочную льдину в Северном Ледовитом океане. Избавить покорителей Арктики от этой "ледовой зависимости" может помочь самодвижущаяся специальная платформа, которую должны построить до 2020г. На создание этой "мобильной" льдины из казны государства планируется взять 1,7 млрд. руб.

Спустя 40 лет земля превратиться в климатический ад