02/04/2013

Квантовое взаимодействие: в 10 000 раз быстрей света

С какой скоростью происходят квантовые взаимодействия. Оказалось, что быстрей скорости света. По меньшей мере, в 10 000 раз быстрей.

К такому выводу пришла команда физиков под руководством Цзюань Инь из Научно-технического университета Китая в Шанхае, проведя эксперимент со сцеплёнными фотонами, или фотонами, которые сохраняют невидимую связь между собой, даже если их разделяет огромное расстояние.

Квантовым физикам уже давно известно, что при взаимодействии двух фотонов, они каким-то образом могут стать "связанными". Этот эксперимент проводился уже неоднократно, и он заключается в том, что два связанных фотона отдаляются друг от друга: к примеру фотон А отправляется в Лос-Анджелес, а фотон Б в Бостон.

При измерении поляризации фотона А, у фотона Б этот показатель всегда будет противоположным. Невозможно угадать поляризацию, не измерив её, но сцеплённые фотоны каким-то образом всегда моментально "узнают" о состоянии друг друга, мгновенно реагируя на изменения.

Но что на самом деле означает "моментально"? Именно это решила проверить китайская команда.

Исследователи сцепили два фотона и отправили их на две станции, находящиеся на удалении в 16 километров друг от друга.

Они обнаружили, что скорость квантовых взаимодействий, по меньшей мере, в 10 000 раз превышает скорость света.

Физики объяснили, что вероятность обнаружения "точной" скорости таких квантовых взаимодействий исчезающе мала, поскольку современная физика запрещает такое в принципе.

Оригинал (на англ. языке): Science.nbcnews.com