28/03/2013

Инфузория, у которой семь полов

Обычно в природе особи делятся по половому признаку на два пола, за исключением гермафродитов и некоторых особенностей размножения у некоторых живых существ. Однако ещё полвека тому назад учёными была обнаружена интересная особенность инфузории Tetrahymena thermophila.

Оказалось, что этот маленький микроорганизм имеет семь (!) полов, но до настоящего времени механизм наследования пола у этих существ оставался неизученным. Но учёные из Калифорнийского университета, всерьёз занявшись этим вопросом, смогли установить, какие пары генов специфичны для каждого пола инфузории. Как полагает Эдуардо Ориас, руководитель проекта, все эти гены имели некогда общего "предка", но в процессе эволюции произошло расхождение путей генов, и образовавшиеся пары стали детерминантами.

У инфузории тетрахимены имеется пара ядер: большое соматическое и малое половое. Наследственная информация, естественно, находится в малом ядре, и оно выступает в роли яичника или семенника. В процессе скрещивания между инфузориями разных полов происходит образование новой пары ядер, с "перемешанным" генетическим материалом двух инфузорий. При этом половое ядро содержит две неактивные (неполные) пары генов, а большое – одну полную активную, которая подойдёт только одному из полов.

После того, как новые ядра уже образуются, соматическое ядро "отдаст" малому ядру недостающие участки генов, и тогда какой-либо пол получит преимущество перед остальными. Оставшаяся невостребованная пара генов ликвидируется из генома. В общей сложности сам процесс можно представить в виде рулетки, на которой находятся семь секторов, и при этом только случайность определяет характер совпадения двух полов и выбора доминирующего из них. Контроль над этим процессом осуществляется молекулярным аппаратом, который делает "перепрошивку" генов.

Исследователи полагают, что изучение процесса действия этого аппарата поможет при изучении механизма рекомбинации генов и у человека. А инфузориям такое половое многообразие необходимо для того, чтобы при неблагоприятных условиях для одного-двух полов размножение тетрахимен не оказалось под угрозой.

українська версія: Інфузорія, у якої сім підлог

Грызуны подвержены большему страху от мужчин, чем от женщин

Крысы и мыши, как выяснилось, подвержены больше страху от представителей сильного, нежели слабого пола. К такому необыкновенному выводу пришли ученые, исследовавшие этот феномен в лабораторных условиях. Как было установлено специалистами, грызуны, находящиеся в помещении наедине с представителями сильного пола, испытывали сильный страх из-за резкого повышения в кроветворной системе гормона кортикостерон.

Боли уменьшают половое влечение не у мужчин, а у женщин