01/12/2012

Большой Каньон в США видел динозавров

Ученые недавно доказали, что Большой Каньон, расположенный в штате Аризона (США) на 60 млн лет старше, чем прежде считалось, сообщается в статье, опубликованной в текущем выпуске журнала Science.

На дне Большого Каньона американские исследователи обнаружили минералы — апатиты. Выполнив анализ структуры их кристаллов, специалисты заключили, что каньон существовал уже 70 млн лет назад, когда на Земле обитали динозавры (конец мелового периода мезозойской эры).

Атомарная структура апатитов содержала информацию о температурах, при которых  существовали эти минералы. Учеными был использован метод, позволяющий выяснить "историю" температур по количеству атомов гелия и их расположению в кристаллической решетке минерала. Любые изменения температур, которые оказывали влияние на минерал, отражаются на "рисунке" гелия в структуре атома, и последующий анализ следов этих колебаний может информировать ученых о глубине, в которой он находился, а также об ее изменениях с течением времени.

Так, согласно результатам расшифровки данных, сформировавшиеся глубоко в земной коре апатиты, начинали остывать по мере уменьшения толщины пород над ними. Это происходило из-за углубления каньона в результате водной эрозии, осуществляемой рекой, которая прокладывала себе постепенно путь через плато.

"Мы сделали вывод, что Большой Каньон существовал уже около 70 млн лет назад примерно таки же, каким он выглядит сейчас, глубина каньона была меньше лишь на несколько сот метров", — сообщила Ребекка Флауэрс, одна из авторов статьи, исследователь из Университета Колорадо.

Прорезанный рекой Колорадо Большой Каньон или Гранд-Каньон является одним из глубочайших во всем мире. Длина каньона составляет примерно 450 километров, тогда как ширина от 6 до 29 километров на уровне плато и менее одного километра – на уровне дна.

Существует целый ряд научных теорий относительно истории формирования каньона, а также его возраста, тем не менее, общепринятой до сих пор считалась версия, согласно которой он образовался приблизительно 5-10 млн лет назад. Ученые при этом отмечают, что изначально, возможно, существовало несколько небольших каньонов, соединившихся впоследствии в один.

Геологи в Антарктиде обнаружили самый большой каньон на планете