21/10/2012

Жизнь на экваторе 250 миллионов лет назад была уничтожена жарой

Несколько миллионов лет назад, примерно на рубеже перми и триаса необычайно высокие температуры стояли в районе экватора.

Группа китайских палеонтологов совместно с немецкими коллегами пришли к заключению, что произошедшему на рубеже триаса и перми массовому вымиранию, предшествовали экстремально высокие температуры, преобладающие в экваториальных широтах. Подробные описания результатов исследования опубликованы были в свежем номере издания Science.

Случившееся около 252 миллионов лет назад, в конце пермского периода тотальное вымирание морской и наземной живности было, пожалуй, самым масштабным в истории планеты Земля. По одной из гипотез, вызвано оно было активностью сибирских траппов изливавших магму, что увеличило в последствие в атмосфере концентрацию парниковых газов и вызвало резкое потепление климата.

С целью оценить изменения температуры в период вымирания, а также после него в первые пять миллионов лет, исследователи проанализировали содержание изотопа кислорода-18, находящегося в конодонтах, зубовидных остатках микроскопических размеров, принадлежавших вымершим животным неизвестного систематического ранга.

Исследователями было изучено всего более 15 тысяч конодонтов, которые были извлечены осадочных пород нижнего триаса массой около двух тонн, отложения их находятся в Южном Китае. Было установлено, что наиболее концентрация кислорода-18 наблюдалась 252,1 и 250,7 миллионов лет назад в них, что свидетельствует о резком потеплении воды в океане.

Согласно расчетам авторов статьи, температура океана в районе экватора в этот период, где ныне находятся территории Южного Китая, достигала 36-40 градусов Цельсия, тогда как суша раскалилась до 50-60 градусов, экстремально высокие температуры при этом в экваториальных широтах преобладали несколько миллионов лет.

Вывод исследователей подтверждается палеонтологическими данными, так как в мире известно большое количество местонахождений раннего триаса, которые богаты останками рыб и различных позвоночных. Но происходят они все из высоких широт, тогда как южнее 30 градуса северной широты, а также севернее 40 градуса южной никаких останков практически нет.

А все дело в том, что температура, превышающая 40 градусов, для большинства водорослей и многих высших растений, а также для всех позвоночных животных смертельна. Невыносимая жара, стоявшая на экваторе в начале триаса, буквально выжгла на суше все хвойные леса, о чем говорит отсутствие отложений угля, и уничтожила практически полностью жизнь в океане.

«Мы даже представить не могли себе, что в древности климат мог настолько разогреваться. Мы надеемся, что климатические изменения в будущем не достигнут масштаба, принятого ими 250 миллионов лет назад», -- отметил в заключение один из авторов исследования Пол Вигнель.

Самые страшные животные в мире