06/08/2012

Размер клюва у птиц зависит от температуры

Экологи подправили классическую дарвиновскую теорию, согласно которой размер птичьего клюва зависит от рациона пернатых. Новые наблюдения показали, что клюв служит птицам своеобразным радиатором, поэтому его размеры наполовину определяются температурой окружающей среды.

Конечно, на форму и размер клюва птицы оказывает влияние то, чем она питается, но, по словам ученых из Смитсоновского института, дело не ограничивает одной только пищей. Несколько лет назад Расселл Гринберг, один из экологов из этого американского университета, заметил, что у певчих воробьев, которые живут на засоленных болотах и испытывают недостаток в пресной воде, клюв больше, чем у тех пернатых, которые не испытывают нехватки пресной воды. После этого случайного наблюдения на глаза учеными попалась информация по теплоизлучению туканов: оказывается, что 60% тепла, излучаемого их телом, рассеивается через их гигантский клюв.

На основании этого эколог сделал вывод, что клюв имеет большое значение для терморегуляции. Однако возникло одно возражение. У тукана клюв может использоваться для терморегуляции, так как он имеет огромные размеры, но через крохотный воробьиный клювик потери тепла, казалось бы, должны быть незначительными. Однако оказалось, что это не так. Американские ученые сравнили теплопотерю через клюв у двух различных популяций воробьев. Поверхность клюва у одной популяции была на 17% больше, чем у другой. Исследователи выяснили, что пернатые с большим клювом теряла на 33% больше тепла.

Обычно птицы для охлаждения организма часто дышат, но при этом они теряют много воды. По мнению ученых, клюв с множеством кровеносных сосудов помогает им охлаждаться, избегая при этом лишнего испарения воды.

Исследователи также сопоставили размеры клювов у современных певчих воробьев и у более чем тысячи музейных экспонатов, живших в различных экологических условиях. Оказалось, что птицы, обитавшие в области с жарким климатом, чаще всего обладали большими клювами. Но когда температура превышала 37 ?C, то размеры птичьего клюва снова начинали уменьшаться. Исследователи объясняют это тем, что температура тела у птиц составляет около 41 ?C, в связи с чем при нагревании воздуха до этого значения клюв начинает не излучать тепло, а поглощать его. Поэтому когда становится очень жарко, имеет смысл уменьшить клюв.