11/01/2012

Швейцарские химики создают материал со свойством самоочистки из сырной корки

Любители сыра знают, что пушистая корочка молочного цвета, которой покрыт сыр Камамбер не только придает ему острый, пикантный вкус, но также защищает продукт от порчи до того, как он будет готов к употреблению, что очень схоже с функцией пластмассовой упаковки предназначенной для хранения различных видов пищи. Теперь, группа швейцарских исследователей решила взять этот принцип за основу при создании своего рода искусственной корки.

Так, в своем исследовательском документе, опубликованном в National Academy of Sciences, они сообщили о разработке так называемого био-сандвича различных типов, с использованием нескольких видов сырной плесени, для создания материала, поедающего органические вещества, которые вступают с ним в контакт.

Идея исследователей состоит в том, чтобы научиться создавать материал, который бы имитировал ту же функцию, что и корка, покрывающая сыр Камамбер, которая защищает продукт от других микроорганизмов, но в то же самое время позволяет сыру созреть. Для создания такого материала ученые сначала взяли лист тонкой пластмассы, которую они покрыли смесью плесени Penicillium roqueforti, известную тем, что она делает сыр синим. Далее они покрыли это материалом из пластика, который был достаточно пористым, чтобы содержать в себе грибок и в то же время пропускать жидкость. И это все, что потребовалось ученым.

Для того чтобы протестировать свое изобретение, они налили на его поверхность немного сахарного сиропа, затем принялись ждать, что же произойдет. Потребовалось около двух недель, чтобы сахар полностью был съеден плесенью, оставив материал сверкающим и чистым.

Возможно, самым интересным фактом оказалось то, что плесень после удаления сахарного сиропа переходила в дремлющее состояние и становилась активной вновь только в том случае, если на поверхности материала вновь появлялась пища. Все, что необходимо, это поддерживать ее в активном состоянии, а значит обеспечивать определенный уровень влажности вокруг плесени.

В целом концепция кажется вполне понятной и простой, поэтому исследователи удивлены, почему раньше никто не занимался созданием материалов с подобными свойствами. Что если самоочищающаяся столешница будет сделана из такого материала, например, защищая пользователей от опасных бактерий? Или, рассуждая глобально, что если поверхность высотных зданий будет покрыта таким био-сандвичем, но вместо синей сырной плесени, водоросли будут преобразовывать углекислый газ в кислород? Ясно одно, эта простая идея могла бы привести к разработке истинно революционных типов покрытий.

Специалисты NASA протестировали лазерную систему передачи информации