05/12/2011

Ученым стало известно, как животные предсказывают землетрясения

Животные способны чувствовать изменения химического состава грунтовых вод, которые происходят перед началом землетрясения. Именно это, как утверждают ученые, может являться причиной причудливого поведения животных, связанного с землетрясением. Исследователи занялись подробным изучением этих химических изменений после того, как заметили, что целая колония жаб покинула свой пруд в Л'Акуила (Италия), в 2009 году в течение нескольких дней до начала землетрясения. Они уверены, что поведение животных может являться точным прогнозом подземных толчков.

Сведения научно-исследовательской группы были опубликованы в журнале "Journal of Environmental Research and Public Health". В своей статье они описали подробно механизм, посредством которого скалы, находящиеся в напряженном состоянии выделяют в земную кору заряженные частицы, которые вступают в реакцию с грунтовыми водами.

Животные, которые обитают в грунтовых водах или около них, очень чувствительны к любым изменениям химического состава своей среды, поэтому они могут чувствовать приближение землетрясения раньше, чем скалы начнут двигаться, провоцируя толчки.

Группа исследователей под руководством Фридмана Фреунда (Friedemann Freund) из НАСА и Рэйчел Грант (Rachel Grant) из Открытого Университета Великобритании надеются, что их гипотеза вдохновит биологов и геологов, на сотрудничество с целью обнаружения того, как именно животные могли бы нам помочь распознавать некоторые скрытые от наших глаз признаки неминуемого землетрясения.

Жабы из Л'Акуилы являются далеко не первым примером странного поведения животных перед большим сейсмическим событием. Известно множество случаев странного поведения перед началом землетрясения рептилий, земноводных животных и рыб. В 1975 году, в Хайченге, Китае, например, многие люди стали замечать на улице появление змей, покинувших свои норы за месяц до того как город пострадал от сильного, разрушительного землетрясения. Это явление показалось особенно странным, поскольку все происходило зимой. Змеи находились на середине этапа зимней спячки, и выход рептилий из нор, когда на поверхности преобладают отрицательные температуры, был самоубийством для хладнокровных животных.

Но каждый из этих случаев – пробуждение рептилий, побег земноводных животных или появление на поверхности глубоководной рыбы – был по-своему особенным явлением. Кроме того, большие землетрясения настолько редки, что события, связанные с ними почти невозможно изучить подробно.

Ученые из космического агентства США исследовали процесс изменения химического состава, который обычно происходит, когда скалы находятся под сильным напряжением. Им было интересно узнать, были ли данные изменения связаны каким-либо образом с массовым переселением жаб.

Их испытания, проведенные в лабораторных условиях, показали, что эти изменения действительно связаны с "побегом" земноводных животных, а именно, что земная кора могла оказать непосредственное влияние на содержание химических веществ пруда, в котором жабы жили и размножались в тот период. Геофизик НАСА, Фридман Фреунд наглядно доказал, что когда скалы были под очень высокими уровнями напряжения, например, "гигантскими тектоническими силами" прямо перед началом землетрясения, они выделяли заряженные частицы.

Эти заряженные частицы могут распространиться и на окружающие скалы, как объяснил доктор Фреунд. И когда они появляются на земной поверхности, они вступают в реакцию с воздухом, преобразовывая молекулы воздуха в заряженные частицы, известные как ионы. Это достаточно сложный механизм и, как отмечают ученые, он должен быть протестирован более тщательно.

Оригинал (на англ. языке): BBC

Российские ученые научились прогнозировать землетрясения

Ученым из мурманского института технологической промышленности удалось спрогнозировать подземные толчки. Теперь знатоки уверены, что смогут предупреждать землетрясения и спасать сотни жизней. Со слов руководителя института Александра Намгаладзе, прогнозирование землетрясений - главный шаг к безопасному проживанию на планете. Если землетрясения будут предупреждены, опасений человек уже не почувствует. В своем интервью журналистам

Землетрясение в Японии увеличило риск повторных толчков по всей стране

Огромные землетрясения величиной 9,0 баллов, которые опустошили Японию в марте, стали причиной того, что некоторые области, включая Токио, теперь находятся, по словам ученых, в риске повторных толчков и даже новых основных землетрясений, ожидающихся на протяжении следующих нескольких лет. Исследователи из Института Океанографии (WHOI), идентифицировали несколько областей, находящихся в риске землетрясения, самого большого в Японии, который уже инициировал много афтершоков.

Японское цунами стало причиной появления огромных айсбергов в океане