05/11/2011

Обнаружено ископаемое маленького, но очень зубастого млекопитающего

Ископаемое необычного животного размером не больше мыши открывает новые факты в древней истории млекопитающих. С узкой мордочкой, глазами-бусинками и длинными клыками, это создание в высшей степени похоже на вымышленную саблезубую белку из прославленного анимационного фильма "Ледниковый Период". Но Cronopio dentiacutus – это один из образцов очень редких млекопитающих, обитающих в Южной Америке, в эру, когда динозавры населяли Землю. Об ископаемом животном, жившем 100 миллионов лет тому назад, было сообщено в журнале "Nature".

Ископаемое было обнаружено в осадочных породах песчаника в Чиполлетти, в аргентинской провинции Рио-Негро. Те древние речные осадки много могут рассказать о том, что собой представляла местная окружающая среда в Поздний Меловый период, но ученые не теряют надежды приобрести более подробные сведения об образе жизни Cronopio.

Внешность животного отображает в себе ряд характеристик, которые ничуть не схожи с теми, что присущи другим видам живых или вымерших млекопитающих, как сообщил профессор Гиллермо Ружьер (Guillermo Rougier) из Университета Луисвилля в Кентукки, США.

"Задние и коренные зубы – это тип зубов, которые характерны для насекомоядных, животных, поедающих насекомых различных типов, и даже очень маленьких беспозвоночных или, возможно, небольших ящериц, которые обитали в той же местности" – сообщил он агентству BBC News. "Но мы не можем понять, для чего ему нужны были такие огромные клыки. Наличие этих клыков пока остается для нас большой загадкой".

Cronopio принадлежит к отряду dryolestoid, группе примитивных, вымерших млекопитающих, принадлежащих роду, ведущему к современным сумчатым и плацентарным млекопитающим. О них стало известно главным образом благодаря зубам и челюстям, сохранившихся с Юрского Периода (145-200 миллионов лет тому назад), которые были обнаружены в Северной Америке и Европе.

Теперь наличие сравнительно целого черепа Cronopio, отряда dryolestoid из Южной Америки поможет ученым, пытающимся на протяжении многих лет, изучить ареалы распространения и разнообразия млекопитающих в исторические периоды Земли. "На северных континентах, больше проводится палеонтологических работ, поэтому больше новых сведений и открытий представлено" – отметил профессор Ружьер. "А в Южной Америке, Африке и Австралии ведется не так много работ, поэтому у нас очень мало информации; и вот почему находка Cronopio так важна для нас. Вместо того, чтобы представлять себе, что происходит в Северном полушарии, мы стремимся получить некоторую информацию о том, что происходит на южных континентах, и к счастью, нам удается находить редкие образцы очень хорошего качества".

Сходство ископаемого древнего животного со Скартом, белки, одержимой страстью к желудям из анимационного фильма "Ледниковый Период", профессор Ружьер считает очень забавной ассоциацией. "Я помню, что когда увидел саблезубую белку в фильме, то подумал "откуда они взяли это нелепое существо – нет такого животного в природе?" И затем мы находим что-то очень похожее на этот персонаж. Это все в очередной раз доказывает, как мало нам известно о фактическом разнообразии доисторических млекопитающих".

Оригинал (на англ. языке): BBC Перевод: М. Гончар

Лицо паука возрастом 49 миллионов лет в формате 3-D

Теперь у всех, кто увлекается паукообразными, появилась возможность взглянуть впервые за 49 миллионов лет в лицо самому древнему пауку. Благодаря использованию высокотехнологичных рентгеновских методов ученым удалось проникнуть сквозь пелену янтаря, окутывающую ископаемое паукообразного, чтобы разглядеть его вблизи. Сообщение, опубликованное он-лайн в журнале "Naturwissenschaften", подтверждает, что древний паук является представителем рода Eusparassus.

Ископаемое редкого насекомого открывает секреты эволюции