25/07/2011

Космический шаттл завершил свой последний полет: окончание эры

Атлантис с четырьмя космонавтами, побывав на Международной космической станции, вернулся в четверг на Землю, знаменуя окончание 30-летней эры.

2 000 человек собрались около посадочной площадки, тысячи заполонили космический центр, а бесчисленное множество других наблюдали за этим историческим событием издалека. В этот день завершилась самая долговременная программа космических полетов НАСА. "Служа миру на протяжении более чем 30 лет, космические шаттлы завоевали почетное место в истории. И настал момент окончательной остановки", - сказал командир Кристофер Фергюсон.

Посадка произошла в сумерках, перед самым рассветом, через 30 лет и три месяца после первого полета шаттла в 1981 году. Пройдет от трех до пяти лет, по оптимистическим оценкам, прежде чем американцы снова запустят космический аппарат со своей площадки. Приватные компании перехватили эстафетную палочку от НАСА, конкурируя друг с другом за право стать первыми.

За свою 30-летнюю историю, шаттлы НАСА внесли лепту в реконструкцию Хаббла, создание космической станции, которая является самым крупным объектом на орбите, и позволили побывать в космосе женщинам, национальным меньшинствам, школьным учителям и даже принцу.

Эта миссия стала 135-й для космических шаттлов, которые пролетели в общей сложности более 872 миллионов километров и облетели вокруг Земли больше 21 500 раз за последние три десятилетия. На пяти шаттлах успели слетать в космос 355 человек из 16 стран, проведя в космосе 1 333 суток - почти четыре года.

Два шаттла, Челенджер и Колумбия потерпели аварии: один на запуске, другой при возвращении на Землю. При этом, были потеряны четырнадцать жизней.

Решение о завершении программы шаттлов было принято семь лет назад, по прошествии около года после трагедии с Колумбией. Президент Барак Обама отменил планы президента Джорджа Буша по лунной программе, предпочтя ей экспедиции на астероид и Марс.

Отчаянные попытки сохранить программу "Спейс шаттл", предпринятые, помимо прочих, первым человеком на Луне Нейлом Армстронгом, и основателем Центра управления полетами Кристофером Крафтом, остались безуспешными.

Как поясняет руководство НАСА, агентство вынуждено отказаться от шаттлов, с целью высвободить средства для полетов дальше низкой орбиты Земли. Согласно плану Обамы, первой целью стал астероид к 2025 году, после чего последует Марс в 2030-х.

Ожидается, что приватные компании возьмут на себя предоставление услуг по доставке грузов на космическую станцию, которая прослужит, как минимум, еще десять лет. Первый коммерческий полет намечен на текущий год. Компания Space Exploration Technologies Corp. собирается запустить разработанные ей ракету и космический корабль с мыса Канаверал.

При этом, разработка технологий по доставке космонавтов в космос займет еще несколько лет.

Компания SpaceX уверяет, что сможет разработать подобные технологии в течении трех лет, в случае если НАСА окажет ей безоговорочную поддержку. При этом руководители станции считают, что это займет около пяти лет. А скептики называют срок в 10 лет - именно столько, по их мнению, понадобится на то, чтобы снова запустить космонавтов в космос с американской территории. А до тех пор, космонавты НАСА будут доставляться на МКС с помощью российского Союза по цене в 10 миллионов долларов за место.

Оригинал (на англ. языке): Google

НАСА вложит 270 миллионов долларов в разработку космического такси

Коммерческие космические путешествия на шаг приблизились к воплощению в реальность: НАСА выделила 270 миллионов долларов компаниям, которые займутся разработкой космических аппаратов. Астронавты смогут попасть на Международную космическую станцию на приватном космическом аппарате. Они придут на замену шаттлам, которые были отправлены на заслуженный отдых. Средства выделены четырем фирмам, которые потратят их на заключительные стадии разработки орбитальных аппаратов. Боингу досталась самая крупная доля - 92,3 миллиона, а приватной компании Sierra Nevada

Космический корабль Dragon cможет на МКС доставить мороженое

Частный космический грузовик под названием Dragon в первый свой "коммерческий" полет может на МКС доставить мороженое специально для членов экипажа данной станции, сообщил журналистам Майкл Саффредини директор в НАСА программы МКС. Dragon отправится с космодрома на Канаверал 7 октября ровно в 20.34 по местному времени (8 октября 04.34 мск) к МКС. В мае Dragon совершал уже полет с грузом к станции, но данный полет считался демонстрационным.

На этой неделе НАСА в последний раз запустит шаттл