28/06/2011

Поденки: короткая и трагическая жизнь древнего вида насекомых

Около 100 миллион лет тому назад у маленьких поденок были большие проблемы. Подобно большинству поденок (древний отряд крылатых насекомых) для взрослой жизни им отводился лишь один день, и некогда было тратить время попусту. Они спаривались в полете, осеменялись, и уже почти собиралась откладывать яйца, когда случалось что-то ужасное. Она застревала в смоле какого-нибудь дерева и погибала, сохраняясь в течение долгого времени в магии янтаря. Так, ни о каком потомстве речи быть не могло.

Это было очень грубым обрыванием жизни существа, которое только входило в период ранней зрелости. Но личная трагедия насекомого стала удачей для ученых. Маленький вид – только что описанный исследователем Университета Штата Орегон как новое подсемейство, род и вид поденки – помог пролить свет в экологию отдаленного прошлого, а также на причины гибели насекомого, указав на то, что, по крайней мере, оно не было съедено рыбой.

"Понимание экологии и истории поденок просто необходимо, поскольку они являются одной из основных видов пищи для рыбы во всем мире" – сказал Джордж Пойнар (George Poinar), профессор энтомологии в OSU и один из ведущих экспертов в использовании янтаря для изучения древних форм жизни.

"Это первый случай, когда мы подтвердили документально такие длинные усики в строении и факт яйцеклада в этом отряде насекомых" – отметил Пойнар. "Этот вид теперь является вымершим. Эти насекомые, вероятно, откладывали свои яйца в определенном типе среды, которая исчезла, и вид исчез вместе с ней. Как видно, для насекомых не всегда хорошо обладать слишком характерными чертами".

Яйцеклад, как пояснил Пойнар, это механизм откладывания яиц, который многие насекомые используют для помещения своих яиц в специфическом месте, как, например, в ткани растений. Но, как известно, ни для одного из видов современной поденки не характерен яйцеклад.

Повсеместно, эта группа насекомых имеет огромное значение для биологии рек и ручьев. Они являются основной пищей для большинства хищников водной среды, включая рыбу. Они также часто используются рыбаками в качестве приманки для рыб, обитающих в реках и озерах. Существует множество регионов, водоемы которых некоторые виды поденки густо населяют и тем самым становятся изобилием еды для рыб, что является большим преимуществом для рыбаков.

Жизнь поденки коротка. Она живет в форме нимфы приблизительно около года в пресных водах, затем наступает единственный и последний день, в течение которого она взрослеет для спаривания и откладки яиц, а затем насекомое умирает.

"После спаривания поденки обычно умирают к концу дня" – сказал Пойнар. "Есть только одна вещь, которая их действительно беспокоит в это один полный событий день, и это то, что они совсем не едят. У них даже нет функциональных частей рта".

Факты, обнаруженные и изученные на примере образцов этих насекомых, как утверждают исследователи, могут обеспечить неоценимое понимание экосистемы в древности, какие формы жизни существовали, и как они могли взаимодействовать. Образцы могут быть сохранены в отличной форме, когда прилипают к смоле дерева, которая позже затвердевает и становится янтарем, полудрагоценным камнем.

Данное ископаемое нашли в Долине Хуконг Бирмы, теперь известной как Мьянма. Оно было образовано в период между 97 и 110 миллионами лет тому назад. Сведения этого анализа были опубликованы в профессиональном журнале "Historical Biology".

"Она была очень молодой самкой" – добавил в конце Пойнар. "Я назвал род Vetuformosa, что в переводе с латинского означает "старинная красота".

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily  Перевод: М. Гончар

Ископаемое редкого насекомого открывает секреты эволюции

Исследователи недавно обнаружили предка группы больших, плотоядных, насекомых возрастом 100 миллионов лет наподобие сверчка, которые все еще живы и обитают сегодня в областях южной Азии, северного Индокитая и Африки. Новый вид, найденный в ископаемом пласте известняка на северо-западе Бразилии,

В Бельгии обнаружены останки самого древнего таракана на Земле

Международной экспедиции, состоящей из ученых США, Франции, Швеции и Бельгии, улыбнулась удача. Во время раскопок в окрестностях бельгийского города Стру палеонтологам удалось обнаружить окаменелые останки крылатого предка современных тараканов, жившего около 370 миллионов лет назад. Это открытие может перевернуть общепринятые представления о времени появления на Земле крылатых насекомых и сдунуть его на миллионы лет назад.

У насекомых есть интеллект