12/05/2011

Открыты гигантские галактические газовые штормы

Используя фотокамеру со спектрометром низкого разрешения на борту космической обсерватории Гершель, интернациональная команда ученых под предводительством института имени Макса Планка, обнаружила гигантские штормы молекулярного газа, бушующие в центре многих галактик.

Некоторые из этих массивных порывов достигают скоростей более 1000 километров в секунду, что в тысячи раз превышает скорость ураганов на Земле. Наблюдения показывают, что более активные галактики обладают более сильными ветрами, которые могут полностью сдуть все запасы газа, тормозя формирование звезд и рост центральных черных дыр. Это первое убедительное свидетельство о роли галактических ветров в эволюции галактик.

В более отдаленных, а значит и значительно более молодых областях Вселенной, многие галактики демонстрируют активность, которая намного превышает активность Млечного Пути. В принятых на сегодняшний день в научном сообществе эволюционных сценариях, галактики с высоким содержанием газа начинают сливаться, вызывая вспышку звездообразования, а также рост супермассивных черных дыр в их центре. Но такая ускоренная активность длится всего несколько миллионов лет, после чего формирование новых звезд и рост черных дыр прекращается. Какие процессы могут быть ответственны за такое внезапное (по космологическим меркам) исчезновение необходимой для протекания этих процессов материи (около миллиарда солнечных масс).

Ответом на этот вопрос могут оказаться мощные ветры, которые сдувают газ из центра галактик.

Данное исследование, позволило не только наблюдать за переходной стадией эволюции галактик, от дисковой галактики с множеством молодых звезд и большой долей содержание газа к эллиптической галактике с уже старыми звездами и малым содержанием газа. В дополнение к этому, оно позволяет объяснить другое эмпирическое свойство: масса черных дыр в центре и масса звезд во внутреннем регионе галактики коррелируют. Такая корреляция является природным следствием обнаруженных галактических ветров, которые сдувают резервуары газа, останавливая формирование звезд и рост черных дыр.

Потребуется произвести дополнительные исследования, чтобы обнаружить причину возникновения этих ветров.