20/04/2011

Ученые обнаружили ископаемые остатки самого крупного паука

Китайский паук, ископаемые остатки которого были найдены учеными, является, по их словам, самым крупным из обнаруженных на сегодняшний день.

Эта самка, жившая около 165 миллионов лет назад, относится к семейству пауков, которые сейчас хорошо изучены - Nephila или золотопряды.

Эти создания плетут сети из очень прочной золотистой паутины.  Исследователи рассказали в журнале Biology Letters, что Nephila jurassica, как они назвали этот вид, имел размах лапок в 15 сантиметров.

"Она является самым крупным ископаемым пауком", - сказал профессор Паул Селден из Канзасского университета, США.

"Ее тело не так уж велико, но учитывая размеры ее лапок - она самая крупная", - сказал он.

Сегодня представителей семейства Nephila можно обнаружить по всему миру - в тропических и субтропических регионах.

До этого открытия, самым древним ископаемым остатком паука из этого семейства, был паук обнаруженный во Внутренней Монголии - одном из регионов Китая. Его возраст составлял около 35 миллионов лет.

Таким образом, данная находка расширяет временные рамки существования семейства Nephila вплоть до юрского периода, что делает этот род самым долгоживущим из пауков.

Никто не может с достоверностью определить причину, по которой этот представитель паукообразных умер, но вполне возможно, что это была природная катастрофа.

Паук был заключен в вулканический пепел на дне бывшего озера. Возможно, пепел от извержения задушил ее. Какими бы ни были причины ее смерти, но она прекрасно сохранилась.

"Вы можете видеть не только волоски на лапках, но даже мелкие детали, такие как trichobothria - очень и очень мелкие по размеру. Они используются для распознавания колебаний воздуха", - сказал профессор Селден.

Самки Nephila в наше время плетут одни из самых больших сетей, вплоть до 1,5 метров в диаметре. Размер самок резко контрастирует с размером самцов. На их фоне, самки выглядят гигантами.

Такая разница в размерах является ярким примером полового диморфизма. Профессор Селден с коллегами, надеется выяснить, была ли присуща данная характеристика древним представителям рода Nephila.

"До этой находки, самым древним обнаруженным представителем Nephila, был самец из мелового периода в Испании", - сказал ученый.

Оригинал (на англ. языке): BBC