13/10/2010

Ученые превращают улиток в слизеподобные существа

Биологи изменили строение тела улиток путем воздействия платины на организм животных, в результате чего ракушка, которая должна быть снаружи сформировалась внутри улитки. В течение эмбриогенеза пресноводной улитки вида Marisa cornuarietis за короткое время, один или два дня, можно определить формируется ли у животных ракушка внутри или снаружи. Перепрограммирование направления роста ракушечной ткани моллюсков в течение этой чувствительной фазы предупреждает развитие обычной завернутой ракушки. Взамен этого небольшой полый конус растет в теле животных, аналогично тому, что происходит в период развития кальмаров.

Эта новая программа применяется также относительно других органов: жабры теперь могут быть расположены не в полости мантии над головой, как обычно, поскольку никакая полость мантии не формируется совсем, а жабры остаются на конце мешочка с внутренностями и плавают свободно в воде. Результаты, которые недавно были опубликованы в журнале Evolution & Development научно-исследовательской группой профессора Ганса Кехлера (Heinz K?hler) и профессора Риты Трибскорн (Rita Triebskorn) из Института Эволюции и Экологии Тюбингенского Университета в Германии, поддерживают теорию “макромутаций”, базирующеюся на радикальных изменениях вызванных модификациями сигнальных трансдукционных путей которые могут провести к внезапным изменениям в строении тела в течение эволюции.

Первоначально, феномен преобразования улитки в слизняка был обнаружен одним исследователем при изучении токсичности ионов металла. Несколько лет тому назад группа ученых провела тест на сравнение токсичной чувствительности у зародышей на основе развивающихся яиц улиток вида Marisa. При испытании такого благородного металла как платина, который появляется в окружающей среде в результате изнашивания каталитических преобразователей автомобиля, ученые обнаружили, что зародышам, подвергнутым высокой концентрации двухвалентных ионов платины недостает ракушек.

Таким образом, теперь возможно повлиять на формирование ракушечной ткани животных просто временно подвергнув их организмы воздействию ионов платины. И даже после удаления платины из организма, зародыши слизняков развиваются согласно новой экспериментальной программе, не меняя строение тела больше никогда.

Биологи утверждают, что в природе искусственных слизняков пока не существует, так как загрязнение окружающей среды платиной еще не достигает концентрации необходимой для преобразования улитки в слизняка.

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily  Перевод: М. Гончар