11/09/2010

Древний африканский коктейль: пиво и немого антибиотика

Еще за 1,500 лет до открытия антибиотика тетрациклина, Северные Африканцы безмерно поглощали его большую часть своей жизни, согласно химическому анализу костей людей, которые жили на берегах Нила.

Древние человеческие остатки были найдены около Судано-Египетской границы, где почвы богаты видом бактерий вырабатывающих тетрациклин. Этот регион, в Северо-Восточной Африке ранее был известен как Нубиа (Nubia). Большая часть этого региона была затоплена во время разлива реки Нил.

Практика пивоварения была широко распространенна в этом регионе, включая Древний Египет, и исследователи предполагают, что жители этого региона использовали для брожения стрептомицин (Streptomyces) или похожие виды бактерий вместе с зерном, чтобы получить мутное, кислое пиво насыщенное тетрациклином. И все, включая детей 2 -летнего возраста употребляли этот напиток.

Исследователи подозревают, что нубианцы добавляли бактерии, зная их пользу, но, тем не менее, они, вероятно, не осознавали, что эти вещества являлись антибиотиками.

Это открытие длилось на протяжении десятилетий. Первое подтверждение возникало в 1975 году, когда Джордж Армелагос (George Armelagos), теперь профессор антропологии Эморийского Университета, изучил образцы костей и обнаружил, под ультрафиолетовым светом на костях появление флуоресцентной желто-зеленой полосы. Несколько лет спустя, аспирант Армелагос увидел ту же флуоресцентную полосу на костях древних нубианцев, и отметил, что тетрациклин является лекарством естественного происхождения. Это и стало подтверждением того, что древние люди использовали антибиотик.

В современном мире тетрациклин обнаружили в 1948 году, спустя примерно 20 лет после того как первый антибиотик, пенициллин, был изолирован, согласно Нельсону, редактору журнала "Tetracyclines in Biology, Chemistry and Medicine".

После нескольких лет исследования почв с содержанием микроорганизмов, вырабатывающих составы токсичные для болезнетворных бактерий, но безопасных для людей, микробиолог Вильям Олбрехт (William Albrecht) обнаружил вид бактерий бронзового цвета в области Миссури. Переработанный стрептомицин Streptomyces aureofaciens, образовал первый тетрациклин, названный ауреомицин, который вызвал восхищение исследователей, своей способностью тормозить рост бактерий разнообразных видов. Таким образом, ауреомицин стал первым антибиотиком широкого спектра.

Армелагос утверждал, что попытки извлечь тетрациклин из останков древних людей потерпят неудачу, до того как Нельсону, удалось с помощью бесцветной, ядовитой кислоты коррозионного действия – водородный фторид – для растворения кости, извлечь экстракт тетрациклина.

Загадкой для исследователей оставалось то, был ли тетрациклин поглощен в чистом виде или случайно вместе с заплесневелым зерном.

"Когда мы это обнаружили, я сначала предположил, что они поглощали продукты содержащие антибиотик, спасаясь от голода" – сказал Армелагос. Но вскоре он обнаружил, что у 90% группы нубианцев в костях содержался тетрациклин, и что количество антибиотика было таким большим, что потребление его вряд ли было случайным.

Древняя египетская традиция пивоварения, нашедшая свое документальное подтверждение в археологии и древнем искусстве, была широко распространена в этом регионе в то время. Использование смесей для брожения, содержащие стрептомицин, который выделяет тетрациклин, в пивоварении оказалось единственным путем, благодаря которому древние люди могли бы произвести необходимое количество антибиотика. Итак, они, вероятно, преднамеренно добавляли бактерии для эффекта брожения.

Наличие тетрациклина, хоть и в меньших количествах, также обнаружено в останках Египтян, Иорданцев и Христиан.

Кроме алкогольного эффекта древнее пиво содержащее тетрациклин обладало устранением бактериальных инфекций и их симптомов, таких как диарея. Хотя еще не определена точная доза тетрациклина, которую люди регулярно поглощали, Армелагос думает, что она превышала норму, так как были замечены некоторые побочные эффекты: сокращение костной ткани среди пожилых женщин и острый дефицит железа.

Исследование было опубликовано в сентябрьском выпуске журнала American Journal of Physical Anthropology. Только новостной портал первым расскажет о событиях дня.

Доказана наибольшая полезность пива перед кофе