16/09/2012

Самая необычная и блестящая ягода в мире

Самой блестящей разновидностью в живой природе были названы ягоды Polia condensata, растение произрастающие на африканском континенте. Отражательная способность её биологических тканей превосходит скелет полевого хрущика и крылья бабочки Морфо, обладающие оптическим окрасом.

Но если внешне они кажутся аппетитными, то в реальности все совсем наоборот. Их природный блеск это всего лишь компенсация за неприятный вкус и низкую питательную ценность.

Яркий окрас, по мнению ученых, привлекает птиц и использует их в качестве распространителей семян. Некоторые пернатые используют эти ягоды как украшения гнезд с целью привлечения половых партнеров. С помощью этого оптического блеска Pollia condensata сохраняет плоды долгое время свежими, обеспечивая их питательной и сочной начинкой посредством экономии энергии.

Поразителен сам способ получения такого рефлекторного качества. Обычно растения получают свой окрас вследствие доминирующего пигмента. У большинства растений доминирует зеленый пигмент хлорофилл, который составляет неотъемлемую роль в фотосинтезе растений. Ягоды Pollia condensata получили свой блеск благодаря ранее неизвестному феномену среди растений – структурному окрашиванию.

Основой такого эффекта является целлюлоза, которая содержится в оболочке ягоды. Она расположена ассиметрично и отражает свет. Такой аспект расположения целлюлозы придает плодам синевато-перламутровый оттенок. Исследователи заметили, что эти плоды способны отразить около 30% световых лучей и на близком от глаз расстоянии его отражение кажется мозаичным.

С помощью структурного окрашивания ягоды долгое время сохраняют свой блеск и свежесть, на что не способны остальные растения. Так, в Ботаническом саде Кью, что находится в Лондоне, существует образец, сохранивший свою яркость с 1974 года.

Дальнейшие изучения свойств данного растения помогут воспроизвести блеск этих ягод в промышленных целях, создавая новые материалы и ткани. Ученые уверяют, что природа способна вдохновить нас на создание разного рода материалов, используя естественную целлюлозу, экологически чистый и дешевый вид сырья.

Новость подготовила: А. Чиркова

Светящиеся деревья заменят уличное освещение

Ученые из Тайваня обнаружили, что золотые наночастицы могут делать листья растений светящимися красноватым свечением. Они наткнулись на это открытие, ища способ создать высокоэффективное освещение, подобное технологии LED, но без использования токсичных химикатов, таких как фосфорная пудра. Одно из применений

Немецкие ученые назвали продукты, которые при Covid-19 эффективнее многих лекарств

В природе имеются средства для борьбы с любой инфекцией, главное – найти их. Ученые Института молекулярной вирусологии (Германия) опубликовали статью, в которой представили результаты исследования влияния некоторых продуктов на вирус SARS-СoV-2. При заражении вирусы поражают, прежде всего, глотку человека, поэтому поиск был направлен на предупреждение заражения и на снижение нагрузки в случае, если инфицирование уже произошло.

Израильские ученые вывели сорт черных помидор