25/06/2012

Жители Африки ещё 7000 лет назад изготавливали молочные продукты

В эпоху, когда в северной Африке был зелёный край вместо пустыни, местное население разводило крупный рогатый скот и при этом умело изготавливать молочные продукты.

К этому выводу пришла группа исследователей из Италии, США, Великобритании и ЮАР, которая проанализировала остатки пищи на стенках посуды из глины, обнаруженной в юго-западной части Ливии в пещере Такаркори.

Пещера эта принадлежит горному массиву Тадрарт-Акакус, известному своими наскальными древними изображениями. Многие из найденных рисунков содержат сцены из жизни с участием в ней одомашненных животных.

Также, многообразие памятников изобразительного искусства, по словам специалистов, не позволяет судить точно о времени событий, запечатлённых на них.

"Хотя в наскальном искусстве Сахары очень часто встречаются изображения крупного рогатого скота, включая процесс доения молока, мы не можем осуществить их точную датировку, — рассказывает Ричард Эвершед, биогеохимик, профессор университета Бристоля. — Исследование усложняет также небольшое количество останков костей этих животных, что не дает возможность установить приблизительное поголовье, а также структуру стада".

Одновременно анализ 81 фрагмента глиняной посуды на наличие животных жиров с помощью масс-спектрометрии подтвердил присутствие указанных жиров на 29 из них. При наиболее тщательном исследовании учёные установили, что15 фрагментов, по крайней мере, содержат молочные жиры. Определены также сами животные – коровы, овцы и козы.

"Изотопный и молекулярный анализ останков пищи на посуде — это прекрасный способ изучить рацион питания некоторых древних народов. Мы использовали уже данные методы на территориях от Ближнего Востока и его "плодородного полумесяца" до Европы", – поясняет профессор Эвершед.

Открытие, по словам специалистов, подтверждает предположение того, что главным занятием аборигенов северной Африки 7 000 лет назад являлось скотоводство, а не охота или собирательство.

"Давно уже известно, какую важную роль играли продукты из молока, к примеру, молоко, масло или сыр, а также кисломолочные продукты, в жизни людей, которые населяли Европу в эпоху неолита, — говорит Джулия Данн, участница данного исследования, аспирантка университета Бристоля. — Для нас важным было найти доказательства употребления молока и продуктов из него древними жителями Африки".

Учёные идут по следу первых носителей гена переносимости лактозы. При отсутствии этого гена у человека возникает непереносимость лактозы.

Несмотря на полностью доказанный факт употребления древним населением северной Африки молока, учёные полагают, что у них не еще не было такого гена. Предполагается, что древние африканцы изготавливали молочные продукты из молока, а это помогало понизить количество лактозы.

"Ген толерантности к лактозе есть, к примеру, у племён центральной Африки или европейцев, — говорит Данн. — Открытие наше подтверждает предположение о миграции скотоводов вместе с животными в Африку непосредственно с территории Ближнего Востока примерно 8000 лет назад".

Побеждена еще одна из самых страшных болезней в мире

Тихо, почти незаметно, организация Объединенных Наций заявила на этой неделе, что еще одна болезнь – первая после оспы – была устранена с лица земли. Отличительной особенностью чумы рогатого скота является то, что болезнь, заражает только животных, по большей части крупный рогатый скот, Азиатских индийских буйволов и яков.

В Швеции обнаружили часть уникального метеорита, подтверждающий версию космического происхождения животных