07/04/2012

Российские ученые расшифровали ДНК древнейшего в мире дерева

Ученые из России стали первыми во всем мире, кому удалось с успехом расшифровать последовательность цепочки ДНК такого древнего дерева, как метасеквойя, остатки которого были найдены на острове Аксель Хейберг, расположенного на севере арктического архипелага Канады. По оценкам специалистов, возраст редкой находки достигает 50–55 миллионов лет. Результаты текущего исследования, как утверждают авторы, позволят человечеству по-новому взглянуть на эволюцию.

Ископаемые деревьев учеными посчастливилось найти в северных широтах Канады в конце XIX столетия, на расстоянии тысячи километров от Северного полюса – на острове Аксель Хейберг. Однако по окаменелым находкам деревьев, некоторых растений и останков животных, можно судить, что миллионы лет назад здесь преобладали настоящие тропические болота. Произрастали здесь и загадочные метасеквойи.

Сейчас эти хвойные растения растут лишь в Сычуаньской котловине в Центральном Китае в виде нескольких гектаров первобытного леса.

Материалы для исследования, представленные несколькими граммами сопревшей хвои были переданы генетикам-биологам Алтайского государственного университета специалистами Института ботаники в Санкт-Петербурге.

«В истории расшифровки ДНК в таком древнем материале примеров совсем мало. За такой долгий срок (50 миллионов лет) были разрушены почти все органические молекулы, что создало трудности в выделении целых образцов», — рассказал в своем интервью агентству ИТАР-ТАСС Максим Куцев, сотрудник Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ.

Результат расшифровки ДНК стал для ученых весьма неожиданным.

«Мы выполнили сравнительный анализ цепочки ДНК древних ископаемых метасеквойи и образцов современного растения и практически не идентифицировали никаких изменений, мутаций, которые мы ожидали увидеть. Порядка 10 замен на одну тысячу нуклеотидов в цепочке ДНК за 50 миллионов лет. Данный факт указывает на крайнюю стабильность генома и полностью меняет представления об эволюции, которые существовали до сих пор», — говорит Куцев. «В многочисленных экспериментах было подтверждено, что скорость эволюции далеко не равномерна. Таким образом, некоторые теории о данном процессе оказываются несостоятельными", — отметил ученый.

Исследователи Института ботаники РАН и АлтГУ работают в настоящий момент в сотрудничестве с канадскими коллегами над подготовкой к публикации результатов всех исследований проведенных в России и за рубежом. Они надеются, что в будущем полученные ими результаты приблизят их к разгадке многих тайн, которые хранятся под вековыми пластами истории.

Дерево метасеквойя принадлежит семейству кипарисовых. Средняя продолжительность жизни растения в среднем превышает 500 лет.

Исследователи считают, что тропический плод поможет в лечении рака

Исследователи QIMR Berghofer Medical Research Institute считают, что семена тропического дерева Blushwood могут быть эффективны в лечении многих видов рака. Австралийские ученые заявили, что первоначальные испытания препарата из тропических плодов оказались эффективны на 70 процентов, в том числе в испытаниях на домашних животных. Так, введение одной инъекции экспериментального препарата EBC-46 привело к быстрому разрушению моделей опухолей человека.

Археологи установили время, в котором жил Будда