08/02/2012

Цвет насекомых отражает уровень их токсичности

Исследование, проведенное сотрудниками Университета Экстера и Ливерпуля, указывает прямым образом на то, что различия между сигналами тревоги животных, которые проявляются во внешних чертах, свидетельствуют о том, насколько особи ядовиты для хищников. Так, например, окраска божьих коровок говорит о степени их сытости и токсичности, как сообщила международная группа ученых.

Опубликованное в издании Functional Ecology, исследование показывает, что красные божьи коровки более ядовиты, чем их собратья бледных цветов. Анализ указывает на то, что это изменение связано непосредственно с питанием насекомых на ранних стадиях жизни: чем лучше оно питается, тем более яркую окраску насекомое приобретает и тем опасней становится для хищников.

Экологи долгое время считали, что не существует индивидуальных различий между внешними сигналами тревоги среди животных одного и того же вида. Позднее, ученые идентифицировали внешние различия особей, но так и не выяснили, были ли они связаны с уровнями токсичности.

В текущем анализе, исследователи подробно занялись изучением этого факта, вырастив в лабораторных условиях две группы семиточечных божьих коровок. Для одной группы они использовали скудный рацион питания, тогда как другую группу насекомых кормили "отменно". Затем они проанализировали влияние различных типов питания на взрослых божьих коровок, а именно на окраску тела насекомых, служащую сигналом тревоги, уровни токсичных защитных химических веществ, а также взаимосвязь между сигналами и защитой.

божьи коровкиТак, божьи коровки, которых кормили хорошо, обладали более насыщенным цветом крыльев по сравнению с насекомыми второй группы, которые довольствовались скудным рационом. У более ярких божьих коровок также были отмечены более высокие уровни такого защитного химического вещества, как precoccinelline, которое делает их токсичными для птиц. Таким образом, анализ показал, что откормленные божьи коровки обладают более яркими сигнальными признаками и содержат больше токсичных химических веществ, а значит, надежнее защищены от поедания хищниками.

Главный автор исследования, доктор Джон Блоунт (Jon Blount) из центра экологии и охраны окружающей среды Университета Экстера, отметил следующее: "Сигналы тревоги, выраженные во внешних признаках животных, сообщают нам значительно больше о степени их защищенности, чем прежде предполагалось. Создание сигналов тревоги и химической защиты жизненно важно для насекомых, так как из-за недостаточного количества, они производят сравнительно низкие уровни химических веществ. Это в свою очередь позволяет хищникам быстро обнаруживать насекомых, не смотря на их невзрачную наружность. Тем не менее, при более обильных источниках питания божьи коровки вырабатывают достаточное количество защитных химических веществ и приобретают более яркую окраску".

Хотя различия в окраске божьих коровок незаметны для глаза человека, они легко и быстро распознаются птицами. В этом анализе, научно-исследовательская группа изучала образование пигментации на теле божьей коровки с биохимической точки зрения, и выявляли взаимосвязь между уровнями пигмента и яркостью внешности, используя типичного хищника насекомых – скворца.

Поскольку ученым совсем немного известно о жизни таких интересных насекомых, как божьи коровки, у них пока нет представлений о том, что как насекомые этого вида, но более бледной окраски спасаются от хищников. Возможно, они более надежно прячутся, чем их яркие собратья, как предположили исследователи.

Британские ученые рекомендуют есть насекомых