12/03/2008

Раскрыта тайна самого сильного существа в мире

Самое сильное существо в мире, жук-геркулес (Dynastes hercules), обладает потрясающей способностью менять свой цвет. На протяжении многих лет ученые пытались понять, как ему это удается. Результаты исследования, опубликованные 11 марта в журнале "New Journal of Physics", помогут пролить свет на тайну структуры защитного панциря жука, что внесет свой вклад в разработку новых видов интеллектуальных материалов.

Жук-геркулес замечателен не только своей колоссальной силой (он способен переносить тяжести в 850 раз превышающие его собственный вес), но и своим наружным скелетом (или панцирем), который меняет цвет от зеленого до черного в зависимости от влажности окружающей среды.

Исследователи из Университета Намура (University of Namur, Бельгия) использовали самые передовые методы изучения материалов: сканирующий электронный микроскоп (чтобы определить структуру панциря жука) и спектрофотометр (чтобы проанализировать, как свет взаимодействует с этой структурой).

Исследователи использовали в лабораторных условиях сухие панцири жуков-геркулесов, чтобы проверить их реакцию на различные уровни влажности и живых жуков в роли "контрольной группы".

Особая структура панциря преломляет свет таким образом, что панцирь отражает зеленым цветом. Но когда вода проникает через особые пористые слои, явление интерференции нарушается и панцирь становится черным.

Жук-геркулес, которого обычно можно встретить в тропических лесах Колумбии, Венесуэлы, Перу, Эквадора, Боливии и Бразилии, все еще хранит свои тайны. Опыты с отдельным сухим панцирем наглядно демонстрировали зависимость его цвета от влажности. Однако живые жуки, присутствующие в лаборатории, не особо охотно меняли цвет, ставя ученых в еще больший тупик.

Кроме того, остается вопрос о том, зачем жуку нужна смена цвета панциря. Некоторое исследователи предположили, что смена цвета является защитной реакцией жука. С приближением ночи воздух становится более влажным, панцирь жука чернеет, что дает хорошую маскировку. Другие ученые выдвинули теорию, что панцирь становится черным, чтобы лучше поглощать тепло по ночам.

И хотя эти вопросы так вопросами и остаются, изучение структурного поведения внешнего скелета жука-геркулеса помогло ученым сделать важное открытие в области "умных материалов". Подобный по структуре материал мог бы очень пригодиться, например, как датчик уровня влажности в помещениях. Мы расскажем вам главные новости науки и техники, более подробно и интересно.

Оригинал (на англ. языке): Eurekalert.org