07/03/2011

Самый крупный вирус в мире сам заразился вирусной инфекцией

В прошлом году ученые открыли самый большой вирус в мире. Его геном насчитывает 700 000 комплементарных пар оснований нуклеиновых кислот. ДНК у вируса CroV больше, чем у некоторых бактерий. К счастью, он инфицирует маленькие одноклеточные организмы, очень сильно отличающиеся от людей. На этот раз та же команда исследователей заявила, что они открыли вирус, который атакует CroV и переносит так называемые транспозоны или "прыгающие" (перемещающиеся) гены.

Изучая CroV, они обнаружили намного более мелкий вирус, который часто сопровождал его. Этот новый вирус, который они назвали Mavirus (от "Maverick virus"), имеет нормальный, для большинства вирусов, размер, весит примерно 19 000 пар оснований ДНК и кодирует 20 генов. Но Mavirus нигде не встречался сам по себе, всегда сопровождая более крупный вирус CroV, хотя может самостоятельно проникать в клетки. Авторы пришли к выводу, что он, по всей видимости, крадет копировальные мощности CroV, чтобы создать новые Мавирусы. Это подтверждается тем, что инфицирование вирусом CroV замедляется, если присутствует Мавирус.

Это не первый гигантский вирус, павший жертвой своего менее крупного собрата. Для этого даже есть специальный термин - вирофагия. Но после изучения 20 генов, которые переносит Мавирус, выяснилось, что они значительно отличаются от тех, которые переносят другие вирофаги. Они напоминали транспозоны - мобильные элементы генома.

Транспозоны - это участки ДНК, которые могут перемещаться по геному, перепрыгивая с одного места на другое. Они чрезвычайно эффективны - даже у человека геном на треть состоит из различных форм транспозонов, которые, на первый взгляд, не имеют никаких полезных функций, но требуют энергию на копирование.

Авторы предполагают, что транспозоны несут какую-либо полезную функцию. Мавирусы помогают защищаться клетке от CroV, таким образом, копирование их в свой геном дает существенное преимущество. Но попадая в геном, вирусная ДНК сможет преобразоваться в какой-либо паразит. Авторы считают, что  будущие исследование помогут определить, к каким вирофагам относятся крупные семьи транспозонов.

Оригинал (на англ. языке): Arstechnica