04/03/2011

Невероятно: примитивное животное питается через кожу

Миксины (Myxini) – простые, трубкообразные животные, питающиеся падалью, отличаются жуткими привычками питания: когда безобразный хищник сталкивается с тушей мертвого или умирающего животного на дне моря, он начинает рыться в полости его тела. Так, поедая жертву, он пользуется не только своим ртом, но также своей кожей и жабрами.

Это действительно так. Новый анализ показал, что миксина может поглощать питательные вещества через кожу и жабры. И, только проникая внутрь туши, миксина окружена высокой концентрацией растворенных питательных веществ.

Некоторые беспозвоночные, включая моллюсков и червей, также известны тем, что поглощают питательные вещества через их кожу или жабры. Но до сих пор не было никаких сведений о том, что позвоночные животные – животные с костистыми скелетами подобно людям – питаются таким же образом.

Миксины – это древние существа, которые предположительно тесно связаны с первым позвоночным животным. И их система впитывания питательных веществ представляет собой переход между той, которая характерна для водных беспозвоночных как, например, черви и более усовершенствованной пищеварительной системой, присущей позвоночным животным подобно людям. Исследователи сообщили об этом в текущем выпуске журнала Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Их тела, очень просты, напоминают трубки. Миксины также в основном все слепы.

"Кроме способности выделять толстую, слизь наподобие геля в обильных количествах, когда их потревожат, более поразительной характерной чертой миксин является наличие приспособлений похожих на усики и расположенных вокруг их ртов, которое они используют для изучения среды" – отметил исследователь Кэрол Бакинг (Carol Bucking) из Университета Британской Колумбии. Используя образцы ткани кожи и жабр, взятых у миксин пойманных около Острова Ванкувер в Канаде, исследователи тестировали способность поглощения тканями двух аминокислот, которые являются строительными блоками белков.

"Мы захотели начать с простого растворяющегося органического питательного вещества, и, учитывая факт, что источник питания – большое разрушающееся скопление белка, аминокислота оказалась как нельзя подходящей для стартовой работы" – сообщил главный исследователь Крис Гловер (Chris Glover) из Университета Кентербери в Новой Зеландии.

Их результаты указали на то, что специфические молекулярные механизмы существуют в тканях миксины для того, чтобы перемещать эти аминокислоты в их организмы. Например, исследователи обнаружили, что повышение концентрации аминокислоты способствовало тому, что ткани увеличивали поглощение, но только вплоть до определенной меры. Если специфический транспортный механизм перемещает молекулы, тогда все области поглощения, расположенные вдоль ткани кожи и жабр могут стать занятыми, увеличивая поглощение аминокислоты.

В то время как некоторые организмы обменивают питательные вещества с водой окружающей их, в качестве способа поддержания их жидкой концентрации соли в организме, миксины вероятно используют свою кожу и жабры исключительно как источник питания.

Эта дополнительная способность поглощать питательные вещества может быть адаптацией к тому, чтобы помогать миксинам максимально использовать редкую пищу в тушах, которые также привлекают других голодных животных, питающихся падалью.

Хотя совсем немного известно о простой пищеварительной системе миксин, новый анализ показывает, что кожа и жабры являются единственными органами, которыми они питаются. "Быстрое и простое вычисление предполагает то, что кожа в особенности может поглощать питательные вещества в количестве эквивалентном пищеварительному тракту"! – заключил Гловер.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience  Перевод: М. Гончар