31/10/2010

Золотое сечение обнаружено на квантовом уровне

"Золотое сечение", равное приблизительно 1.618, встречается в самых разных аспектах нашей жизни, включая биологию, архитектуру и гуманитарные науки.

Но только сейчас стало известно, что эта особая пропорция также существует и на микроуровне. Это открытие сделали исследователи из Оксфордского и Бристольского университетов, а также из лаборатории Rutherford Appleton Laboratory, и из немецкого исследовательского центра Helmholtz-Zentrum Berlin for Materials and Energy.

Их работа, опубликованная в журнале Science, была посвящена исследованию цепочек связанных молекул ниобата кобальта (CoNb2O6) шириной всего в одну молекулу, с целью изучения принципа неопределённости Гейзенберга. Они применили магнитное поле, под точно выверенным углом, к однонаправленным спинам магнитных цепочек, чтобы привнести больше квантовой неопределенности. Вслед за изменениями в направлении поля, эти маленькие магнитики стали резонировать подобно гитарной струне.

По молекулам ниобата кобальта выстрелили нейтронами, чтобы выделить резонирующие ноты. "Мы обнаружили серию резонирующих нот: первые две ноты находились в удивительной пропорции по отношению к друг другу. Их частоты (высота тона) соотносятся как 1.618 - что и является знаменитым золотым сечением из искусства и архитектуры", - написал в пресс-релизе глава исследования доктор Раду Колден из Оксфордского университета. "Это наглядный пример, как красивы могут быть свойства квантовых систем; скрытая симметрия".

Доктор Алан Теннант, возглавлявший исследовательскую группу из Берлина, сказал: "Такие открытия могут побудить физиков к выводам об особом внутреннем устройстве квантового мира на атомном уровне. Подобные сюрпризы могут ждать ученых и при исследовании других материалов в критическом квантовом состоянии".

Оригинал (на англ. языке): Theepochtimes