25/05/2023

Редкая черная дыра среднего размера может скрываться в центре звездного скопления всего в 6000 световых лет от нас

Астрономы обнаружили очень маленькую область, забитую массой, эквивалентной массе 800 Солнц, которая создает хаос среди близлежащих звезд.

Все указывает на то, что речь идет о черной дыре среднего размера, находящейся всего в 6 000 световых лет от нас в созвездии Скорпиона. Если это открытие подтвердится, оно может стать новым подтверждением того, что Вселенная благосклонна к таким космическим средневесам, которые были обнаружены всего несколько. В настоящее время существует другая возможность - возможно, существует звездный механизм, о котором мы просто не знаем, по крайней мере, в рамках современной физики", - сказал Эдуардо Витрал, астрофизик из Института научных исследований космического телескопа в Мэриленде и главный автор предстоящего исследования о данном открытии.

Большая часть известных на сегодняшний день черных дыр - включая 100 миллионов черных дыр, населяющих нашу Галактику Млечный Путь - имеют два размера: маленькие черные дыры, вес которых составляет от 10 до 100 раз массу Солнца, и гигантские, которые в несколько миллионов или даже миллиардов раз тяжелее Солнца.

Черные дыры среднего размера, о которых астрономы полагают, что они находятся в центрах маленьких галактик и питаются звездами, подобно беспорядочным малышам, гораздо сложнее обнаружить и подтвердить их существование из-за отсутствия объяснений их образования и трудностей в точном определении их массы. В 2014 году астрономы подтвердили наличие одной такой черной дыры среднего размера, находящейся примерно в 12 световых годах от Земли.

Теперь команда Витрала считает, что они обнаружили еще одну подобную "гравитационную яму", на этот раз намного ближе к нам. Астрономы, проанализировав 12 лет данных телескопа Хаббл по ближайшей звездной скоплении под названием Мессье 4 (или М4), утверждают, что в центре М4, прежнего члена Галактики Млечный Путь, орбита которой теперь приводит ее вокруг нашей галактики примерно раз в 116 миллионов лет, может находиться черная дыра среднего размера, вес которой составляет около 800 солнечных масс.

Вместо этого команда использовала данные космического аппарата Gaia Европейского космического агентства, который составил карту звезд, чтобы изучить хаотичное движение звезд в центре М4, где они оказались запертыми в гравитационном поле предполагаемой черной дыры. Как члены команды написали в описании изображения, звезды "подобно пчелам, роемся вокруг улья". Открытие черной дыры среднего размера так близко к Земле представляет важное научное достижение, исследование которого может помочь расширить наши знания о формировании и эволюции черных дыр.

Это также подтверждает предположение о том, что черные дыры среднего размера не являются редкостью во Вселенной. В будущем ученые планируют провести дополнительные исследования, чтобы подтвердить наличие черной дыры среднего размера в Мессье 4 и более полно изучить ее свойства и влияние на окружающую среду. Это может принести новые открытия и расширить нашу картину о том, как формируются и взаимодействуют черные дыры. Опубликование этих результатов в научных изданиях позволит широкой общественности быть в курсе последних открытий и достижений в астрономии и космологии. Вскоре любой, интересующийся этой увлекательной областью науки, сможет узнать о нашем маленьком соседе черной дыре, скрывающейся в нашей космической окрестности.

Сверхмассивная черная дыра в действии