18/09/2019

ИЦиГ представил на «Технопроме» секцию по биоинформатике и центрам геномных исследований

Биоинформатика – одно из самых динамично развивающихся направлений современной науки. И новосибирский Академгородок принимает в этом процессе самое активное участие. Именно здесь, еще в прошлом веке сформировалась одна из ведущих мировых школ математической биологии, из которой впоследствии и «выросла» биоинформатика. С конца 1990-х годов в Новосибирске регулярно проходит мультиконференция«Биоинформатика и системная биология» (BGRSSB), в работе которой участвуют ученые всего мира.

Ведущим научным учреждением по работам в этом направлении был и остается Институт цитологии и генетики СО РАН, выступивший организатором стратегической секции «Биоинформатика, центры генетических технологий и центры геномных исследований» на VII Международном форуме технологического развития «Технопром – 2019».

– За прошедшие годы биоинформатика стала привычной частью медико-генетических исследований, проводимых сотрудниками нашего центра, сейчас же эта наука стремительно развивается в направлениирешения задач селекции и промышленной микробиологии, - рассказал директор ФИЦ ИЦиГ СО РАН, чл.-корр. РАН Алексей Кочетов. Поэтому именно на этих двух направлениях был сделан упор при формировании программы секции. Они же являются приоритетными в работе национального центра мирового уровня (НЦМУ) «Курчатовский геномный центр», одним из учредителей которого выступает ИЦиГ. Роль и задачи подобных геномных центров стали второй частью повестки проводимой секции. Напомним, что в рамках Национального проекта «Наука» и ФНТП развития генетических технологий предусмотрена организация нескольких НЦМУ по геномным исследованиям и развернутой сети генетических лабораторий.

– Концентрация ресурсов в этой области должна привести к развитию новых отраслей высокотехнологичной промышленности и одновременно способствовать улучшениюсостояния окружающей среды и качества жизнинаселения нашей страны, - подчеркнул Алексей Кочетов. В работе секции приняли участие руководство Института цитологии и генетики СО РАН, Института математики СО РАН, представители наукоемкого бизнеса – ЛусинеХачатрян («Филип Моррис Интернэшнл»), Денис Астафьев («РТКлауд Новосибирск») и другие. В своих выступлениях докладчики признавали – современные геномные исследования приносят огромные массивы данных, превосходящие, скажем, суммарный траффик ведущих мировых социальных сетей. Обработать эту информацию возможно лишь с использованием биоинформатических методов и систем искусственного интеллекта. Конечно, такая работа требует привлечения заметного объема материально-технических, временных и прочих ресурсов, но все затраты многократно окупаются. Современные геномные технологии позволяют в сжатые сроки создавать породы скота, сорта растений и штаммы микроорганизмов с заданными характеристиками и другие продукты, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке.

Модератор секции, научный руководитель ИЦиГ СО РАН, академик Николай Колчанов отметил:

– Биоинформатика возникла на стыке генетики и математики, и очень полезно, с точки зрения эффективности, то, что в Академгородке одновременно создаются математический и геномный центры мирового уровня, которые будут работать в тесном сотрудничестве. Впрочем, на этом круг партнеров у нового центра не исчерпывается. ФИЦ ИЦиГ СО РАН создавался для выполнения проектов полного цикла, от фундаментальных исследований до готовой технологии или продукта, напомнил академик. Это создает почву для сотрудничествас Сибирским федеральным научным центром, другими научными центрами и с бизнесом. Сегодня интерес к работе новосибирских ученых проявляет целый ряд крупнейших отечественных компаний. И, конечно же, не обойтись без взаимодействия с вузами, прежде всего – с Новосибирским государственным университетом, создающими кадровый потенциал для нового научного направления.

Пресс-служба ФИЦ ИЦиГ СО РАН +7 9833142337