22/09/2015

Марсианские пылевые бури

Многие поколения людей пытались представить, каково это – ходить по поверхности Марса. Сейчас, когда человечество готовится к первым шагам по Красной планете, эти предположения становятся все реалистичней. На Марсе бывают интенсивные пылевые бури, порой такие мощные, что их можно увидеть в телескопы с Земли. Их размеры сопоставимы с континентами. И длятся они неделями.

Также на планете бывают и массивные штормы. Они реже пылевых бурь, но больше и интенсивней их. Однако ученые уверены, что мощность пылевых бурь недостаточна для причинения вреда механическому оборудованию, так как она составляет меньше половины скорости некоторых ураганных ветров на Земле. Следует помнить и о плотности атмосферы – она составляет около 1% земной.

Поэтому для астронавтов мощные пылевые марсианские бури не страшны. Однако, пыль может забивать различные отверстия, прилипать к поверхности оборудования. Для солнечных панелей это будет большой проблемой. А чем меньше на панели будет попадать солнечного света, тем меньше они выработают энергии. Сейчас ученые пытаются понять, как быть в этой ситуации. Глобальные пылевые бури могут полностью покрыть планету и блокировать солнце. А длятся они по несколько недель.

Солнечный свет нагревает воздух у поверхности, создавая в верхних слоях воздушный охладитель. Как и во время земной грозы, теплый и холодный фронта нестабильны, и при перемешивании могут вызвать бурю, поднимая за собой и пыль. Ученые уже больше века следят за пылевыми бурями на Марсе. С 1909 года было несколько бурь, последняя прошла в 2007 году. Вероятно, что в ближайшие пару лет снова пройдет пылевая буря.

Астрономы: северное сияние на Юпитере вызывают солнечные бури