06/08/2015

Литий был впервые обнаружен при вспышке новой звезды

Астрофизики из Европейской южной обсерватории впервые в истории наблюдений обнаружили выбросы лития при вспышке новой звезды. Открытие ученых должно позволить заполнить пробелы в теориях химической эволюции галактик. Водород, гелий, литий и берилий (в следовых количествах) были теми легкими элементами, которые практически изначально присутствовали во Вселенной.

Они образовались спустя всего несколько минут после Большого взрыва из свободных протонов, нейтронов и электронов, когда температура и скорость частиц снизилась настолько, что они более не могли противостоять сильным и слабым ядерным силам. Следовательно только эти 4 химических элемента могли выступать исходным строительным материалом для звезд и галактик первого поколения.

Однако реальные наблюдения противоречили теоритическим предсказаниям: в звездах ранней Вселенной содержание лития оказывалось меньше прогнозируемого, в то время как в некоторых молодых светилах этого элемента больше чем должно быть Наилучшая гипотеза объяснения данного феномена была предложена в 70-х годах прошлого века.

Согласно ей источником избыточного лития во Вселенной являются вспышки новых, в результате которых внешние слои светила сбрасываются в космическое пространство. Но без малого 50 лет наблюдений и исследований новых не позволили найти реального подтверждения этой гипотезы.

Впрочем, отчаиваться никто не собирался... Команда астрономов и астрофизиков тщательно занялась исследованием новой, вспыхнувшей с огромной силой в декабре 2013 года вблизи яркой звезды Бета Центавра. В течении нескольких дней вспышка звезды, получившей имя Новая Центавра 2013, была видна в южном небе даже невооруженным взглядом, она по сей день остается ярчайшей в текущем столетии.

Анализ сброшенного вещества был проведен с очень высокой точностью и можно с уверенностью утверждать, что в нем присутствует литий. Вещество разлетается со скоростью 2 млн км от эпицентра вспышки во все стороны, таким образом оно имеет все шансы стать стройматериалом для следующего поколения звезд.

Это очень важный шаг вперед. Если представить себе историю химической эволюции Млечного Пути как сложную головоломку, то литий из новых в ней будет одним из самых важных и непонятных недостающих элементов. И вдобавок все модели Большого Взрыва остаются под вопросом, пока не разгадана «литиевая загадка». Рассказал соавтор открытия Массимо Делла Валле из Астрономической обсерватории Каподимонте.

Масса лития, сброшенного Новой Центавра 2013 оказалась, как и предполагалось, очень низкой - менее одной миллиардной массы Солнца, что однако отлично согласуется с теорией: история Млечного пути как и других галактик знала сотни миллионов, если не миллиардов, взрывов новых, которые постепенно «насыщали» литием окружающее пространство Для исследования использовались 2,2-метровый телескопом MPG с приемником FEROS и спектрограф PUCHEROS, установленный на 0,5-метровом телескопе из Обсерватории Папского католического университета В Чили. Подробнее с результатами исследования и другими новостями космоса и астрофизики можно ознакомиться на официальном сайте ESO