Или регулируй, или пропадай
Для того, чтобы стать Нобелевским лауреатом нужна самая малость: осуществить регуляцию деятельности в нужный момент. 90 лет назад зав. лабораторией электронной химии Николай Николаевич Семёнов поручил аспирантке Зинаиде Вальта исследовать интенсивность свечения окисления белого фосфора. Эта тема была далека от его научных интересов. Вальта столкнулась с неожиданным явлением.
Оказалось, что при маленькой концентрации кислорода реакция окисления 4Р+5О2=2Р2О5 вообще не идёт. Но стоило концентрации кислоро-да превысить некоторое критическое значение, как начиналось интенсивное окисление фосфора с испусканием света. Мало того, при давлении ниже критического Вальта вводила в сосуд аргон, и в этот момент происходила яркая вспышка.
Получалось, что инертный газ, не способный ни к каким химическим реакциям, наделял кислород реакционной способностью. Чудеса, да и только. Видя такие результаты, Семёнов осуществил регуляцию научной деятельности лаборатории. Он прекратил плановую работу, а вместо неё направил своё внимание на новый научный эффект, то есть на совершенно другую, ранее не запланированную работу. В итоге он сделал открытие разветвлённых цепных реакций и получил Нобелевскую премию по химии.
Оглянитесь вокруг и вы увидите, что весь мир наполнен регуляцией. Наблюдается регуляция в природе. В ходе эволюции природа отработала процессы саморегуляции на различных уровнях организации жизни. При внимательном рассмотрении можно наблюдать молекулярный, клеточный, организменный уровень саморегуляции. Для организма характерными являются биологическая, гуморальная, рефлекторная, психическая саморегуляция, гомеостаз.
Биосфера, являясь планетарным сверхорганизмом, демонстрирует саморегуляцию, поддерживая тем самым себя в устойчивом состоянии. Популяции многих видов организмов способны к саморегуляции своей численности. Наблюдается регуляция в технике. Регуляторы в технике стали атрибутом современного общества. Регуляторы применяются в производственной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в медицине. Повседневностью стали регуляторы движения автотранспорта и железнодорожного транспорта.
Наблюдается регуляция в экономике. Основным регулятором экономики является рынок, который регулирует важнейшие параметры экономического развития. Наблюдается регуляция в обществе. В обществе действуют такие социальные регуляторы как право, нормы, мораль. При помощи специальных юридических средств и методов государство осуществляет правовое регулирование.
Норма придаёт общественным отношениям устойчивый характер. Регулятивная функция морали сочетает связь внешнего с внутренним, общественного мнения с совестью. Наблюдается регуляция международных отношений. Международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы и выступает как регулятор международных отношений. Наблюдается саморегуляция человека. Проживая жизнь, человек регулирует своё поведение, общение и психику.
Для этих целей он использует волю, мышление, мотивацию и др. Человек вынужден всю свою жизнь учиться искусству регуляции. Если человек напряжённо и долго работает над собой, то душевная работа не пропадает зря. В зрелом возрасте человек достигает высшего уровня саморегуляции. Этот беглый обзор свидетельствует о том, что регуляция является фундаментальным понятием.
А фундаментальное понятие является основой любой частной науки. Лично я считаю, что необходимо создать новую науку, которая бы изучала регуляцию. Даю ребёнку имя регулятика. Регулятика – наука о регуляции поведения, общения и психики человека. Название регулятика происходит от латинского regulator, что значит регулятор. Явление регуляции подчиняется закономерности проживания человеком жизни. И уже один этот факт диктует необходимость в науке регулятике. Что такое жизнь знает любой воспитанник детского сада.
А знает ли учёный? Сложившиеся научные представления о жизни как о потоке активности неверны. Открытие закономерности проживания человеком жизни изменяет эти представления.
Об этом писал портал GlobalScience.ru http://globalscience.ru/article/read/25375/
Жизнь – это множество циклов активности, а не поток активности, как это представлялось ранее. Цикл включает адаптацию, ориентировку, поиск и регуляцию. Хотя психология и изучает регуляцию поведения и психики, но она оказалась неспособной дать простой и, в то же время, эффективный инструмент регуляции поведения, общения и психики. Нельзя объять необъятное. 100 лет назад психология отпочковалась от философии. Сейчас регулятика отпочковывается от психологии.
Революционные преобразования в науке совершаются не по типу катастроф, в которых гибнут все прежние достижения. Сейчас настал момент необходимости в новой науке регулятике. Регулятика не отвергает психологию, она пойдёт другим путём. Ещё Гельвеций говорил: «Наука о человеке – это наука мудрецов». Это в полной мере относится к регулятике. История науки наглядно показывает, что новая наука, радикально порывающая с традицией, на первых порах буквально погружена в океан аномалий.
Сами факты не являются чем-то абсолютно твёрдыми и неизменными. Они могут пересматриваться, уточняться и даже отбрасываться. Новая наука с этого и начинает; с перепроверки и собственной интерпретации наиболее важных из ранее установленных фактов. Та или иная научная дисциплина может претендовать на статус самостоятельной науки в том случае, если она имеет в своём составе базовые элементы:
• эмпирические факты;
• средства выражения (язык описания, система понятий);
• методики;
• онтологические схемы;
• теории.
Регулятика характеризуется следующими эмпирическими фактами. Наблюдается регуляция поведения, общения и психики человека. Наблюдается биопсихическая регуляция поведения человека. Наблюдается социопсихическая регуляция поведения человека. Познание ставит перед каждой новой наукой проблему формирования собственных категорий. Задача эта весьма сложная.
Отражая действительность, категории являются вместе с тем необходимым интеллектуальным средством её преобразования. Регулятика характеризуется следующей системой понятий. Я контролёр. Стоп, человек. Я–воля–регулировщик.
Я–мотивация–регулировщик. Я–мышление–регулировщик. Я–совесть–регулировщик. Я–злость–регулировщик. Я–образ–регулировщик. Я–модель–регулировщик. Я–житейский актёр–регулировщик. Я–житейский режиссёр–регулировщик. Я–житейский драматург–регулировщик. Я–изобретатель–регулировщик. Регулятика, как любая другая наука, имеет свои категории, представленные выше, которые, с одной стороны, указывают на определённый класс явлений регуляции, а с другой – определяют объект регулятики.
Регулятика, как и любая другая наука, разрабатывает такие понятия, которые отражают сущность не только повседневной жизни человека, но и самой науки. Может показаться, что автор занялся сочинительством неологизмов. Это не так. Глупо заниматься сочинительством неологизмов. Научный язык, подобно всякому языку не создаётся посредством общественного договора. Новые категории могут явиться только результатом осмысления и переосмысления человеческой природы.
Представленные категории регулятики являются своего рода инструментами, позволяющими обрабатывать социальные объекты, извлекать из них новое содержание. Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того, как мы её регулируем. Регулятика – наука, которая сегодня родилась, поэтому требовать многого от неё рано. Регулятика характеризуется следующей онтологической схемой. Человек постоянно сталкивается с необходимостью согласовывать свои желания с требованиями общества.
Подчас ему приходится искать компромисс между своими желаниями и нормами, принятыми в данной среде, что вынуждает его производить регуляцию поведения. Процесс регуляции включает контроль и управление. В данном случае контроль – это диагностика ситуации, проблемы. Управление – это воздействие либо реагирование. Регуляция поведения осуществляется на двух уровнях – на произвольном и на непроизвольном.
Основными особенностями регуляции поведения, общения и психики субъекта являются детерминация внутренними источниками, наличие обратной связи. Не все люди осуществляют регуляцию поведения, общения и психики. Некоторым людям присуща инерционность. Они отказываются от регуляции своего поведения, общения и психики. А между тем, любая личность нуждается в доводке, в регуляции.
Человек инерционный проигрывает, тогда как человек регулирующий – выигрывает. Человек регулирующий не только стремится к переменам в своей жизни, но и осуществляет их. Человек инерционный поддерживает невыгодный баланс традиционного с будущей реальностью, он накладывает табу на инновации. Человек инерционный пасует перед трудностями, он наполнен страхами и опасениями. Трансформация личности человека инерционного фатальна: перемены обусловлены возрастными изменениями.
В детском возрасте он играет в песочнице. Потом ходит в школу. Потом учится в колледже или в институте. Потом ходит на работу. Потом доживает жизнь на пенсии. Инерционный человек превращается в человека реагирующего и остаётся таким до конца жизни. В подростковом и юношеском возрасте сильным раздражителем является сексуальная потребность. В зрелом возрасте инерционный человек зацикливается на финансовых проблемах. В пожилом возрасте инерционный человек зацикливается на проблемах здоровья. Атрофируется воля, инерционный человек обезволивается.
Инерционный человек не способен противостоять стереотипам, не способен к преодолению преград. Всю жизнь инерционный человек подчиняется разным обстоятельствам, всю жизнь он катится по инерции. Жизнь по инерции – это жизнь вхолостую. Проживая жизнь, человек ставит перед собой цели. Но всякий раз на пути достижения целей встают преграды. Непредвиденные обстоятельства и изменившиеся условия вынуждают человека производить регуляцию поведения.
Функционирование человека во внешнем мире, преобразование этого мира сопровождается множеством проблем, что вынуждает человека производить регуляцию поведения. Но, что нельзя отрегулировать шилом, то можно – штопором. Получив сигнал обратной связи, человек меняет стратегию либо тактику поведения. Регуляция поведения преследует разные цели. Это и исправление ошибок, и более эффективный способ действий, и принятие мер к преодолению преград.
Осуществляя межличностные отношения, человек проявляет определённое межличностное общение. Часто возникают непредвиденные ситуации, непонимание партнёра, что вынуждает человека производить регуляцию общения. Регуляция общения преследует разные цели. Это и установление взаимопонимания, и установление согласованности действий, и влияние на партнёра по общению. Жизненный путь человека сопровождается конфликтами, стрессами, фрустрациями, что вынуждает человека производить регуляцию психики. Регуляция психики преследует разные цели.
Это и обретение душевного равновесия, и введение себя в другое психическое состояние. В регуляции поведения, общения и психики очень нуждается молодёжь. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, девушек и юношей, с одной стороны, и требованиями общества, с другой стороны, служит источником девиантного поведения. Установлено, что у дезадаптированных подростков, девушек и юношей не сформированы высшие формы регуляции поведения, общения и психики, в их поведении и общении эмоциональный компонент доминирует над когнитивным.
В жизни человека, в его поведении и деятельности практически нет таких сфер, которые не регулировались бы. Деловая сфера пронизывает жизнь человека на протяжении нескольких десятилетий. В деловой сфере социальное поведение и общение людей регулируются с помощью многочисленных формальных и неформальных социальных норм. Проживая жизнь, человек периодически осуществляет регуляцию поведения, общения и психики, но делает это он крайне неудовлетворительно.
Индивид регулирует не то и не так. Налицо массовая неудовлетворительная регуляция поведения, общения и психики человека. Почему мы регулируем колёса и клапаны, но не регулируем поведение, общение и психику? Чем человек хуже автомобиля? Человек говорит и совершает массу глупостей. Если бы в профилактических целях он проводил бы регуляцию, то этих глупостей не было бы. Как должен вести себя человек, что надо регулировать, какой критерий регуляции поведения человека?
Идеальной модели поведения человека не существует в природе. Человек живёт в обществе. Поэтому ему необходимо учитывать требования, предъявляемые обществом к поведению своих членов. Такова новая научная картина социального мира, охватившая громадную область действительности. Регулятика будет изучать «пусковые механизмы» регуляции. Пусковой механизм регуляции поведения, общения и психики можно будет осуществлять разными способами: волей, мотивацией, мышлением, совестью, злостью, образом, моделью, распределением жизненных ролей, житейской режиссурой, житейской драматургией, изобретательством.
У человека появятся новые виды личностных самооценок – «Я контролёр» и «Я регулировщик». «Я контролёр» позволит идентифицировать и оценить свой поступок, своё поведение, своё общение, своё психическое состояние. «Я регулировщик» позволит включить управление новым поступком, новым поведением, новым общением, новой реакцией психики. Развитие и тренинг позволят человеку вначале приобрести контроль, а затем – соответствующую регуляцию.
Дорогой читатель, жизнь – праздник, если ты научился регуляции. Научение регуляции поведения, общения и психики позволит исправлять свои ошибки, восстанавливать душевное равновесие, плодотворно проживать свою жизнь. Регуляция поведения, общения и психики позволит осуществить самопрограммирование личности. Регуляция поведения, общения и психики приведёт к появлению нового поведенческого, коммуникативного и психического регуляторов. Регуляторы можно будет использовать и как регуляторы выходного сигнала, и как регуляторы входного сигнала.
Регулятор входного сигнала является профилактикой нежелательных событий и состояний человека. В итоге человек получает результат регулирования – заданное (иное) своё поведение, заданное (иное) своё общение, заданное (иное) своё психическое состояние. Уметь регулировать своё поведение, общение и психику, значит жить дважды. Регулятика будет изучать методологию, мотивацию, закономерности, концепции, типологию, процедуру, средства, эволюцию, различия, идентификацию и интерпретацию регуляции.
Регулятика разработает принципы и правила регуляции. Регулятика будет исследовать детерминацию судьбы используемыми вариантами и способами регуляции. Регулятика будет прогнозировать судьбу человека на день, на неделю, на месяц, на год, на десятилетия. Регулятика будет содействовать организации саморегуляции поведения, общения и психики. Регуляция станет атрибутом повседневной жизни человека. Регуляция станет перманентным свойством человека. Регулятика проста и доходчива, её поймёт даже буфетчица.
А теперь выход в практику. Пример: произошёл конфликт между мужчиной и женщиной. Женщина вышла из состояния душевного равновесия, и хочет его восстановить. Для этой цели регулятика рекомендует использовать «Я–мышление–регулировщик» и «Я–образ–регулировщик». Женщина переводит свою мысль с обидчика-мужчины на другой субъект и на другой объект. Она начинает думать о другом человеке, о другом событии: об отпуске, о фильме, о политике, о спорте и т. п.
При этом травматическая мысль об обидчике-мужчине вытесняется другой мыслью. К успеху приводит «Я–образ–регулировщик». Женщина рисует отрицательный, отталкивающий образ обидчика-мужчины. В её воображении он предстаёт бомжом, с фингалом под глазом, с выбитыми зубами, с торчащими клоками волос. Отталкивающий образ обидчика-мужчины вытесняет его обычный образ, что приводит к восстановлению душевного равновесия. Дорогие читатели, присмотритесь к реальности, в которой вы очутились, прислушайтесь к своему организму, регулярно проводящему забастовку и сигнализирующему тем самым о необходимости регуляции. Почаще проводите регуляцию. Через 50 лет вы сами себе спасибо скажете. Зачем ждать, когда судьба пошлёт подарок, регулируйте её, не отходя от кассы.
Основатель науки регулятики Ефим Рейтблат
Еще из категории Это интересно:
- Manheim: отзывы о покупке авто премиум класса в Германии
- Полезные инструменты для беттеров: Лучшие сервисы-помощники в ставках
- Подборка рецептов для чистки сосудов: с чесноком, лимоном, медом, свекольный квас
- Азбука самостоятельного путешественника: отдыхаем с умом
- Почему человек пока умнее искусственного интеллекта
- От табуреток к программированию: как изменились уроки технологии в школах
- В Сети появилось видео суперлуния
- Как посмотреть мир, не выходя из дома
Последние комментарии
Рассылка топовых новостей
Читательский топ
- Резьба на древнем памятнике может быть самым старым календарем в мире
- Что привело к сильному землетрясению на полуострове Ното в Японии в Новогодний день
- Космический корабль DART NASA навсегда изменил форму и орбиту лунного астероида
- Исследователи улучшили эффективность и долговечность солнечных элементов
- Объяснено происхождение рентгеновского излучения от черных дыр
- Учёные предлагают рекомендации по исследованию солнечного геоинжиниринга
- Митохондрии выбрасывают свою ДНК в клетки нашего мозга
Комментариев нет. Будьте первым!