10/10/2014

День в истории: 10 октября

В России введена новая орфография

10 октября 1918 года в России было принято постановление «Об изъятии из обращения общих букв русского языка». К таким символам относились i десятеричное, фита, ять. Реформа, внедряющая в русский язык новую орфографию, обсуждалась на протяжении нескольких лет. “Предварительное сообщение” Орфографической комиссии при Императорской Академии наук вышло в 1904 году.

В 1911 году работа комиссии была одобрена особым совещанием. Первые издания, использующие обновленный русский алфавит, стали выходить уже с 1912 года. Официально реформа была объявлена 24 мая 1917 года. Однако тогда она коснулась только грамматики, изучаемой в школе. Лишь декрет, вышедшей 10 октября 1918 года, окончательно закрепил полный переход русского языка на новый алфавит, сделав его обязательным для периодических и иных изданий.

Реформа исключала из обращения буквы ять, фита, и десятеричное, а также твердый знак на конце слова. В реформе не было упоминания об уходившей из повседневного использования буквы ижицы, но на практике он также исчезла из русского алфавита.

Открытие Днепрогэс

10 октября 1932 года состоялся запуск первой очереди станции Днепрогэс - были запущены пять энергоблоков. В честь этого события на Днепровской гидроэлектростанции имени Ленина, расположенной на Днепре у города Запорожья, состоялся праздничный митинг. Именно 10 октября 1932 года принято считать днем запуска станции, несмотря на то, что первую электроэнергию Днепрогэс дала 1 мая 1932 года, когда был пущен первый ее агрегат.

Станция была построена в соответствии с планом государственной электрификации (ГОЭРЛО). В его разработке приняли участие более 200 ученых и инженеров во главе с Глебом Кржижановским. На сегодняшний день Днепрогэс является крупнейшей гидроэлектростанции на юге Украины. Длина ее дамбы составляет 760 метров, высота - 60 метров, радиус дуги - 600 метров. Мощь в 560 тысяч киловатт, которая была запланирована по проекту, была достигнута станцией после запуска девятого гидроагрегата.

Австралийскими геологами найдены антарктические алмазы, запрещенные к добыче

Недавно австралийскими учеными-геологами, занимающимися изучением Антарктиды было сделано удивительное открытие: они нашли месторождение алмазов, подтверждением чего явилось изучение полученных образцов, взятых из проб в горе Принц Чарльз. Как показало несложное исследование, добытым сырьем стал кимберлит, классически считающийся породой алмазов. Отметим, что именно из кимберлитов и производится добыча драгоценных камней месторождениях якутского и южноафриканского региона.

Учеными успешно создана система фотосинтеза

Группе американских ученых из исследовательского института штата Калифорния, посчастливилось добиться успеха в разработке совершенно уникальной системы фотосинтеза. Сделанное ими недавно открытие позволит осуществлять выработку топлива из воздушной среды. Доподлинно известно, что в окружающей среде фотосинтез являет собой привилегию продуктов растительности, в частности с зелеными и синими бактериями. Этот процесс состоит из нескольких

Обнаружен сверхъяркий пульсар

Открыта пульсирующая звезда, излучающая энергию, которая превышает солнечную в десять миллионов раз. Находка является самым ярким из наблюдаемых когда-либо пульсаров. Являясь разновидностью нейтронной звезды, она испускаем очень яркие лучи энергии. Зная теперь о существовании ультраярких пульсаров, астрономы надеются найти похожие объекты, тем более, что шансы их обнаружения достаточно велики.